Интересное
Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Читать далее 23 октября 2023
Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Читать далее 15 октября 2023
Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Читать далее 14 октября 2023
«Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии «Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии Читать далее 9 октября 2023
Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Читать далее 8 октября 2023
Категории

Культурная инициатива

Культурная инициатива

История вопроса Как многие помнят, перестройка открыла границы и даже привела к моде на СССР, а потом и на Россию в мире.

История вопроса

Как многие помнят, перестройка открыла границы и даже привела к моде на СССР, а потом и на Россию в мире. Нашей страной заинтересовались, нас стали учить, нам стали помогать. Особенно благотворной была поддержка для научных работников, гуманитариев и самых разных художников. Изрядное количество наших были приглашены в Америку – например, мне известны несколько групп кинематографистов, как заслуженных, так и молодых, которых возили по стране, показывали киноиндустрию, и не только.

Понятно, на чьи деньги все эти проекты осуществлялись. Довольно быстро мода сошла на нет, потом наша молодая демократия задеревенела, отношения с Америкой, что ни для кого не секрет, напряглись.

На этом фоне в прошлом году Фонд имени Дмитрия Лихачева инициировал и провел программу «Стажировки в России» (при поддержке фонда «Русский мир»; нынче партнером выступил Фонд первого президента России Бориса Ельцина). Суть такова. В Америке был объявлен открытый конкурс заявок на лучшие проекты, связанные с российской историей и культурой, для осуществления которых нужно изучение реалий на месте. Жюри определяет победителей, они прилетают на две недели в Петербург, где по сугубо индивидуальному графику встречаются с экспертами, посещают нужные музеи, архивы и прочие организации. Абсолютно все финансирует российская сторона.

Смысл

Как это ни странно и неожиданно, тем, кто занимается русскими проектами профессионально, оказывается, трудно наладить контакты с нашими. Мало способов. Они прилетают в Россию, а дальше что? Билет в Эрмитаж, экскурсия в Петродворец, владеешь языком – купишь несколько книг. Или могут прибыть в составе даже делегации – к обязательному набору достопримечательностей добавится встреча с одним «общим» культуртрегером и чиновником от культуры, а также семинар и прием в каком-либо дворце.

Но как найти, допустим, современных российских поэтов, если хочешь познакомить с ними американскую аудиторию? Как обнаружить все дома в нашем городе, где жили композиторы, если задуман путеводитель по музыкальному Петербургу? Как найти экспонаты для выставки «От самовара до рюмки водки: русское искусство пития» (имеется в виду не ларечный, а музейный уровень предметов)?

Так вот, впервые в истории международных культурных обменов Фонд Лихачева разработал программу индивидуальных стажировок для тех, кто профессионально занимается русской культурой. И очень важно, что результат их занятий рассчитан не на узкий круг коллег-славистов, не на диаспору, а на самую широкую аудиторию. На тех, кто уже интересуется нашей страной, и тех, кто, может быть, вот теперь ею заинтересуется.

Особенности проекта

Начали с Америки. В прошлом году конкурс собрал 43 заявки, определились девять победителей из семи городов. Фонд Лихачева в контакте с каждым своим стажером. Прежде чем вы узнаете о нынешних, дам слово куратору программы сотруднику Фонда Лихачева Елене Витенберг:

– Лет двадцать в Россию с поддержкой американских фондов приезжали почти исключительно те, кто занимается современным искусством, – художники и исследователи. А интересующиеся классикой, условно Пушкиным – Чеховым, оставались в забвении. Образовался явный перекос. В Россию приносилась современная американская художественная мода; никто не занимался распространением русской традиции там.

Организуя конкурс, мы опасались: дойдет ли информация до нужных людей? Но спасибо авторитетным американским партнерам: их рекомендации доверяют. Помогло и то, что мы действовали методами, понятными в США: открытый конкурс, экспертные советы (кстати, этому мы научились как раз у американцев). Важно, что прежде мы внимали американской мудрости – теперь показываем, что можем быть на равных во многих сферах. Равенство достигается совместными конкурсами, проектами, экспертными советами, совместным финансированием. Важно и то, что эти люди, наши стажеры, прежде были не знакомы друг с другом, а теперь составят общность, действующую в интересах России еще более продуктивно.

Кто и зачем

В этом году поступило больше пятидесяти заявок. Приехали победители конкурса. Среди них Эми Баллард – историк архитектуры, хранитель в Смитсоновском институте, где курировала, в частности, выставку к 300-летию Петербурга. Композиторские дома – ее проект. Была счастлива наконец две недели говорить о том, что ее интересует, – о России, дома-то нет собеседников таких.

Джанет Фитч – автор трех романов, среди которых бестселлер «Белый олеандр». Книга переведена и на русский, а экранизация Питера Космински с Мишель Пффайфер и Рене Зельвегер 2002 года шла у нас в прокате. К русской литературе приохотил отец, подсунув тринадцатилетней Джанет «Преступление и наказание», и – «мне сразу захотелось тоже убить эту старуху».

Нынешний роман из времен гражданской войны в Петрограде, об этом «писать в лос-анджелесской спальне трудно». Это повествование от имени эмигрантки, ровесницы века, которая верила, что утопия может стать реальностью, «основная тема книги – вера, усилия и разочарования». Где поселить свою героиню, Джанет поняла точно, глядя на Петербург из одного расположенного на высоком этаже кафе и слушая рассказ исполнительного директора Фонда Лихачева Александра Кобака о городе столетней давности.

Лаура Камински – композитор, арт-директор центра Symphony Space в Нью-Йорке, профессор музыки университета штата Нью-Йорк. Устраивает ежегодные марафоны – они посвящены разной музыке, собирают до 2500 слушателей, транслируются по радио, считаются событием. В следующем мае планирует 12-часовой марафон, посвященный музыке Восточной Европы – стран соцлагеря. Встречалась с молодыми композиторами в Консерватории. Очень тронута испытанным сейчас моментом профессиональной близости: Сергей Слонимский играл, а ее попросил переворачивать ноты. Наш классик обещал даже приехать на марафон.

Лесли Ли – автор множества идущих пьес, преподает драматургию в Нью-Йоркском университете. «Делит свою любовь между Пушкиным и Обамой»; вызвал настоящий ажиотаж в Петербурге своим сценарием биографического фильма о Пушкине, и наш поэт там «вовсе не дуэлянт и любитель женщин, как показывали другие авторы». Есть продюсер («Ее квартира – алтарь пушкинский»), бюджет планируется в 40 – 50 миллионов долларов.

Поскольку Лесли афроамериканец, то понятно, почему сценарий начинается с Ганнибала. Лесли восемьдесят лет, он ходит с палкой, в Михайловском устал, присел на скамейку, огляделся, вздохнул – и «понял, почему русские так любят Пушкина». Не ожидал, что здесь так вкусно кормят. Обязательно вернется. Вообще говорит, что почувствовал себя русским.

Кэтлин Льюис – куратор отдела СССР и России Аэрокосмического музея Смитсоновского института. Пишет книгу об истории освоения космоса к 50-летию гагаринского полета. Одна из глав – о Павле Клушанцеве, режиссере «Леннаучфильма», чьи космические одиссеи вдохновляли Лукаса и Кубрика, а у нас полузабыты. Встречалась с дочерью Клушанцева. Ознакомилась с коллекцией «космических» монет и вымпелов Монетного двора. В Музее Арктики и Антарктики интересовалась материалами о Владимире Коккинаки, «авторе» многих легендарных полетов.

Скотт Руби – историк искусства, куратор отдела русского и восточноевропейского искусства музея Хиллвуд (в нем представлена самая крупная за пределами России коллекция русских декоративно-прикладных произведений). Для своего исследования и выставки про питие на Руси посетил немало музеев. Рассказывает с восторгом, как хрупкая женщина, научный сотрудник в Павловске, взлетала по стремянке на верхнюю полку, чтобы показать ему поближе чашечку Марии Федоровны...

Официально и не очень

Джанет Фитч: «Петербург – город фасадов. За них очень тяжело проникнуть – и метафорически, и практически. Стажировка Фонда Лихачева помогла попасть «внутрь» города...».

Стажеры решили написать письмо в правительство города с благодарностью. Они расскажут своим коллегам в Америке о программе в целом и конкурсе на будущий год. Их единственное пожелание – увеличить срок пребывания: двух недель не хватает. Но на это нужны еще средства. Присоединится ли к частным фондам государство?

Джон Байерли, посол США в России: «Мне бы хотелось поблагодарить те российские учреждения, институты и фонды, которые поддерживают эту прекрасную идею. Фонд Лихачева, Фонд Ельцина, администрацию Петербурга. Россияне уже видят целесообразность и возможность открыть богатства вашей культуры большему числу американцев. Я хочу это не просто поддержать, я хочу, чтобы больше российских учреждений и организаций нашли возможность участвовать в программе, чтобы она разрослась. Это личная задача, поскольку тридцать пять лет назад я приехал сюда впервые как молодой американский стажер. А теперь стою перед вами уже как американский посол в России...».