Смольный + Минкульт = новое законодательство

Смольный + Минкульт = новое законодательство

Градозащитники и реставраторы готовят обращение на имя президента РФ Дмитрия Медведева. Общественность и профессионалы объявляют решение об изменении законодательства, принятое на прошлой неделе

Градозащитники и реставраторы готовят обращение на имя президента РФ Дмитрия Медведева. Общественность и профессионалы объявляют решение об изменении законодательства, принятое на прошлой неделе комитетом по культуре Госдумы при поддержке чиновников Смольного, коррупциогенным и выводящим Россию «за пределы круга цивилизованных стран». В Смольном уверяют – если закон «Об охране объектов культурного наследия» не будет изменен, то на планах по воссозданию памятников придется поставить жирный крест.

Бурные протесты профессиональных реставраторов и общественности вызвала поправка к законодательству, легализующая понятие «реконструкция объектов культурного наследия». Она была одобрена на заседании комитета по культуре Госдумы РФ, состоявшемся 25 ноября. Внес ее председатель комитета ГД по собственности Виктор Плескачевский. От Северной столицы изменения в закон поддержали присутствовавшие на заседании вице-губернатор Петербурга Игорь Метельский и глава КГИОП Вера Дементьева. Обсуждение обновленных законов во втором чтении намечено на середину декабря.

Не уничтожения ради, а инвестора для...

Необходимость срочных изменений действующего законодательства в Смольном объясняют накопившимися противоречиями. Сейчас инвесторы по закону не могут вносить какие-либо изменения в доставшиеся им памятники архитектуры – исторические объекты можно только приспосабливать для нового использования. Если это правило будет нарушено, то зарегистрировать права на объект недвижимости попросту не получится.

«Самый яркий пример – Каменноостровский театр, - разъяснил Метельский причину появления поправок к закону журналистам. – Площадь объекта составляет 3 тысячи квадратных метров, но у него появился подземный этаж, где и сосредоточены все технические службы здания. А площадь этих новых помещений – 6 тысяч квадратных метров, и теперь нам отказывают в регистрации, поскольку мы вышли за границы памятника».

Сейчас любой памятник подпадает под действие сразу двух законов – «Об охране объектов культурного наследия» и Градостроительный кодекс. Причем по первому из них здания можно только приспосабливать для современного использования, а по второму – только реконструировать (термина «реконструкция» в законе об охране памятников нет). «Сейчас инвесторы могут только приспособить здание для новых нужд, никак не изменяя его параметров,- объяснил Метельский. – Даже если к дому пристроят небольшой балкончик или мансарду, это будет нарушением закона, и права на объект недвижимости уже никто не зарегистрирует».

Инвесторы, как поясняют в Смольном, оказываются в безвыходном положении. К примеру, при реконструкции здания «Ленэнерго» в гостиницу площадь объекта изменить не получится, даже подземный паркинг построить не удастся. «У инвесторов фактически связаны руки», - сетуют чиновники. А между тем, на очереди еще реконструкция недавно проданного на торгах Никольского рынка – проект, разработанный мастерской Евгения Герасимова, подразумевает увеличение площадей - Малого Гостиного двора, многострадальной «Апрашки» и не менее многострадальной Новой Голландии, Ново-Адмиралтейского острова. К продаже намечены Малый Михайловский дворец и гостиница «Астория», поэтому стремление облегчить инвесторам жизнь волне понятно и объяснимо.

Метельский убежден, что после изменения законодательства никакого ущерба культурное наследие не понесет. «И в Градостроительном кодексе, и в законе об охране будет четко прописано, что все предметы охраны должны быть сохранены, и КГИОП будет следить за сохранностью памятников, а этот комитет у нас очень строго подходит к выполнению своих обязанностей, - уверил вице-губернатор журналистов. – Историческим зданиям ничто не угрожает».

Реставрировать нельзя реконструировать

Защитники культурного наследия мнения Метельского не разделяют. «Этот пакет изменений отклоняли уже дважды, - рассказал член Совета по сохранению культурного наследия, депутат петербургского ЗакСа Алексей Ковалев. – Первый раз их вынесли на заседание рабочей группы, специально созданной для разработки поправок к закону «Об охране объектов культурного наследия», еще в мае. Все дружно высказались против. Второй раз его представили в июне – уже при поддержке чиновников Смольного, но предложение опять отклонили. В итоге поправки были проведены в обход рабочей группы».

«Предложенные изменения ставят ситуацию с ног на голову, - высказал Ковалев корреспонденту «Фонтанки» свою точку зрения. – Фактически нам предлагают легализовать проведение общестроительных работ на объектах культурного наследия». По мнению депутата, поправки дают зеленый свет уничтожению исторических зданий.

Сейчас, поясняет Ковалев, по закону на памятниках могут производиться только четыре вида работ – реставрация, ремонт, консервация и приспособление. Поправками предлагается добавить к ним пятый – реконструкцию, то есть, общестроительные, для которых нет стандартов, на них не распространяется действие Венецианской хартии реставраторов, а к тому же для их выполнения не нужны специалисты высокой квалификации. Разумеется, и стоимость общестроительных работ в разы меньше, чем реставрационных. «Вот и будут все проводить реконструкцию, - вполне логично рассуждает депутат. – То есть, уничтожать объекты культурного наследия, как это уже произошло с домом Чичерина и домом Лобановых-Ростовских».

То, что опасения Ковалева не лишены оснований, косвенно подтвердил и Метельский, сообщивший, что изменения в закон предполагают разделение работ на объектах культурного наследия на реставрационные и общестроительные. «Сейчас они все проходят как работы по реставрации, - объяснил вице-губернатор. – Если мы выделим часть из них как строительные, а реставрировать будем только предметы охраны, то сможем существенно снизить затраты на восстановление памятника».

Заверения, что все предметы охраны в обязательном порядке должны быть сохранены, градозащитников не успокаивает. «Дело в том, что перечень сохраняемых деталей почему-то периодически уменьшается, – замечает зампредседателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кононов и приводит в пример уже упоминавшийся до Лобановых-Ростовских, где список не подлежащих уничтожению частей здания сократился с двадцати страниц до семи пунктов. Напоминает Кононов и о том, что с 1 января 2011 года действующие паспорта объектов культурного наследия будут отменены. «Надо будет оформлять новые и заново прописывать в них все предметы охраны, - объясняет он. – Получается правовой вакуум, а также свободное поле для различных изменений в выгодную для инвесторов сторону».

К тому же, как замечает координатор движения «Живой город» Андрей Воронцов, иногда и точное сохранение всех признанных ценными деталей приводит к чудовищным результатам. Например, при строительстве здания универмага «Стокманн» на Невском проспекте буква закона была соблюдена – охраняемый КГИОП фасад дома 114 воспроизведен довольно точно, но общий результат не имеет никакого отношения к историческому облику Петербурга.

Тревогу радикалов градозащитного движения разделяют и специалисты, обычно придерживающиеся позиции «золотой середины». «Разрешать реконструкцию объектов культурного наследия – это очень опасный путь», - оценил поправки к законодательству замдиректора НИИ «Спецпроектреставрация» Михаил Мильчик. Эксперт добавил, что, по его мнению, нововведения «ударят» не только по Петербургу, сколько по всем остальным историческим города России. «У нас – особая ситуация, по сравнению с тем, что делается в других регионах, ее можно назвать почти идеальной, - пояснил он. – Поэтому за Петербург я почти не боюсь, но, если эти поправки будут приняты, то они откроют дорогу уничтожению наследия во всех остальных регионах – в первую очередь, в Москве».

Культурное наследие против кошелька

Интересно, что в Госдуму был внесен еще один пакет поправок, разработанный под руководством Алексея Ковалева, их представляла депутат Елена Драпеко. «Мы предлагаем внести ровно два пункта, - рассказывают авторы. – В Градкодекс добавить пункт о том, что на памятниках все работы должны проводиться путем ремонта и сохранения, а в закон об охране – «в процессе реставрации могут быть изменены параметры объекта». И все противоречия между законами будут сняты». Правда, в этом случае о снижении затрат инвестора придется забыть.

Как поясняет Ковалев, разработчикам обоих пакетов поправок рекомендовано «прийти к компромиссу». «Я не очень понимаю, как этого можно достичь, - признается депутат. – Мы рассматриваем реконструкцию через реставрацию, а они наоборот. Классический случай – «казнить нельзя помиловать». Но попробуем вступить в диалог».

Тем временем ВООПИиК, видимо, не особенно надеясь на то, что компромисс возможен, инициировал сбор подписей под обращением к президенту России с требованием не допустить принятия предложенных Плескачевским поправок. Подписи под этим документом собирают во всех регионах страны. Предположительно письмо будет направлено Дмитрию Медведеву во вторник, 30 ноября.

Кира Обухова, "Фонтанка.ру"