Телекомментатор Кирилл Набутов: «Спорт в кино — это не спорт»

Телекомментатор Кирилл Набутов: «Спорт в кино — это не спорт»

«Спорт» продолжает серию интервью, посвященных итогам российского футбольного сезона и чемпионству «Зенита». Мы беседуем с бывшими игроками и тренерами сине-бело-голубых, с

«Спорт» продолжает серию интервью, посвященных итогам российского футбольного сезона и чемпионству «Зенита». Мы беседуем с бывшими игроками и тренерами сине-бело-голубых, с известными артистами, переживающими за питерский клуб, знаменитыми людьми из мира футбола. Очередной герой рубрики — Кирилл Набутов. Человек, который переживал за «Зенит» вместе с телезрителями телеканала «100 ТВ» в течение всего сезона. Опытнейший телекомментатор, работавший на Олимпиадах в Москве, Сеуле, Барселоне, Сараеве, Лиллехаммере. Телеведущий, продюсер, автор множества программ. В общем, один из самых видных деятелей российского телевидения.

Хотите, чтобы футбол был черно-белым?

— Кирилл Викторович, чем для вас, как для комментатора матчей «Зенита», запомнился прошедший сезон?— Тем, что «Зенит» выдал феерическую серию победных игр! Интрига как будто бы умерла еще весной! Но ближе к концу сезона отлично стали смотреться подопечные Леонида Слуцкого, и казалось, что они могут бороться за самые высокие места. Но сине-бело-голубые все-таки не дали усомниться в своем преимуществе и завоевали золотые медали.

— Что можете сказать об организации трансляций, работе операторов, режиссеров? В Северной столице уровень намного выше, чем в регионах страны?— В целом в Петербурге трансляции матчей, конечно, более высокого качества. Но иногда и из других городов получается качественная картинка. Но вообще Москва и Питер пока впереди остальных. Это очевидно.

— В последнее время появились различные нововведения на европейский манер: комментаторы на бровке, послематчевые интервью, инфографика. Российский футбол стало интереснее смотреть?— Спрашивать об этом нужно у российского зрителя. Но вообще это логичный процесс. Развивается техника, появляются новые возможности, которых раньше не было. Например, показывают расстояние от точки пробивания штрафного до ворот — но это делают уже довольно давно. Технологии шагнули вперед. А вы хотите, чтобы футбол был черно-белым? Можно, конечно, но форма-то у игроков цветная, мяч цветной, так что о каком черно-белом показе может быть речь…

Восхищаюсь игрой Данни

— Василий Уткин как-то написал в своем блоге, что поймал комментаторский кураж, когда вел репортаж с матча «Локомотива» после возвращения в состав Лоськова. Были ли у вас похожие моменты в этом сезоне, связанные с «Зенитом»?— Ну, появление Лоськова в составе «железнодорожников» у меня какого-то особого восторга, конечно, не вызвало. Может быть, вы не совсем правильно поняли Уткина? Понимаете, в этом году нам довелось наблюдать за перипетиями чемпионата мира. На фоне многих эмоциональных моментов, которые имели место (фиаско Аргентины, игра Уругвая против Ганы, исполнительские номера Майкона, Форлана, Иньесты, Хави и другие), возвращение Лоськова в «Локо» событием большого масштаба не назовешь. Что касается «Зенита», меня восхищал уровень игры Мигеля Данни. Приятно, что я на протяжении сезона часто думал и говорил о том, что португалец — лучший игрок чемпионата страны. И в итоге так и получилось. Главное — не сбавлять обороты и пытаться прогрессировать, ставить перед собой большие цели.

— Случались ли у вас по ходу сезона какие-то запоминающиеся накладки, проблемы с трансляциями?— Лучше поговорить об этом с людьми, которые отвечают за технические моменты. Конечно, что-то было, но серьезных накладок не припомню. Какие-то небольшие проблемы, которые всегда бывают, без них никуда.

— Бывает так, что после матча к вам обращаются представители клуба или болельщики и указывают вам на какие-то недочеты?— Бывает. Как часто? Часто — понятие относительное. Для кого-то «часто» — это каждый день, для кого — один раз в год. Важно другое. Как следует относиться к замечаниям? Некоторые просто пытаются оскорбить, если человек не нравится. А некоторые дают очень полезные советы, к которым стоит прислушиваться. В основном это настоящие профессионалы своего дела.

Не хватает спортивных телеархивов

— В России выходит много документальных фильмов разной тематики. А вот о футболе почти ничего нет. Почему?— ЧМ-2018 внесет свою лепту. Количество таких фильмов должно увеличиться. Вопрос в том, что конкретно хотят увидеть зрители, что показывать. Телеархивы очень бедны. Именно в нашей стране, я не говорю о Западе. Хотя на западе другая проблема — покупать архивные кадры очень дорого. У нас же более менее начали снимать начиная с чемпионата мира 1966 года в Англии. До этого не было практически ничего.

— Как относитесь к художественным фильмам о футболе, есть ли любимые? Может быть, советские, вроде «Запасного игрока»?— Точно! «Запасной игрок» очень интересен для меня прежде всего тем, что в съемках принимал участие мой отец Виктор Набутов. А поскольку его уже нет в живых, а видео о нем практически не осталось, такие фильмы для меня очень ценны. Еще есть фильм 1968 года — «Удар, еще удар», в съемках которого также принимал участие отец.

— Из современного кино о футболе что-то можете отметить?— Я считаю, что спорт все-таки нельзя передать в кино. Если режиссер дает актеру установку сыграть какой-то спортивный эпизод, я отношусь к такому несколько снисходительно. Был такой фильм — «Соперницы». В нем Лариса Гузеева сыграла роль гребчихи-байдарочницы. Знаете, как снимался эпизод? Конечно, не на воде. В общем, спорт сыграть невозможно, нельзя передать все оттенки противостояния. Из всех фильмов я бы отметил картину Элема Климова «Спорт, спорт, спорт». Там кадры художественного фильма перемежаются с документальной хроникой. И есть один потрясающий момент: легкоатлетический матч между СССР и США, когда спортсмены, превозмогая жуткую жару, приходят к финишу абсолютно без сил ради победы своей страны.