Тренер-селекционер «Зенита» Сергей Ломакин: «Не хватило опыта. В том числе околофутбольного»

Тренер-селекционер «Зенита» Сергей Ломакин: «Не хватило опыта. В том числе околофутбольного»

Петербургский специалист рассказал о страшных временах безвременья. Сергей Ломакин был очевидцем тех событий, работая в ФК «Зенит» с мая 1992 года и до конца сезона, а также в 1995 году.

Петербургский специалист рассказал о страшных временах безвременья. Сергей Ломакин был очевидцем тех событий, работая в ФК «Зенит» с мая 1992 года и до конца сезона, а также в 1995 году.

Без структуры и финансирования

— В начале 1990-х произошел распад СССР. И тому поколению зенитовцев довелось играть в первом чемпионате России, — вспоминает Сергей Владимирович. — Там были свои особенности. Некоторые команды второй лиги сразу же попали в высшую. В 1992-м ситуация в «Зените» в плане организации и финансирования была плачевной. Поэтому чемпионы СССР 1984 года либо заканчивали карьеру, либо уезжали играть за границу. В клубе наступил так называемый период безвременья. За «Зенит» пришлось играть совсем еще молодым футболистам, которые только что закончили интернат, спортивную школу.

— Насколько все они были талантливыми?
— Талант этих футболистов подтвердила их карьера. Те же Кулик, Боков, Зазулин, Олег Дмитриев играли в высшей лиге чемпионата России. Кто-то в «Зените», кто-то потом уже в ЦСКА. Подготовка игроков в Санкт-Петербурге в тот период времени была неплохая. Для «Зенита» отбирали лучших ребят из детско-юношеского футбола. Многие из них учились в интернате (УОР-1), где тренером работал Вячеслав Мельников, который только что закончил ВШТ в Москве. Вячеслав Михайлович один год проработал с этими ребятами в интернате. Потом, как известно, Юрий Морозов уехал из «Зенита» на Ближний Восток. Юрий Андреевич порекомендовал президенту клуба Владиславу Гусеву кандидатуру Мельникова на должность главного тренера петербургского клуба. В итоге Вячеславу повезло: он сразу же стал наставником команды высшей лиги, не имея при этом большого опыта. Оказавшись с этими ребятами в «вышке» чемпионата России, Мельниковиспытал большие трудности. С другой стороны, в том сезоне уровень конкуренции оказался не очень высоким. Все-таки еще недавно вместе играли команды из союзных республик. И вдруг в элите оказываются самарские «Крылья Советов», камышинский «Текстильщик», ставропольское «Динамо»! С таким составом, сформированным из неопытных игроков, «Зенит» не смог пробиться в восьмерку лучших. В итоге он попал во вторую группу команд, которым предстояла борьба за выживание в высшей лиге. Вот там уже конкуренция была нешуточной. В конечном счете петербуржцам не хватило опыта, в том числе и околофутбольного, для того чтобы сохранить место в элите.

За два-три года ребята набрались опыта

— Год спустя вы оказались в тольяттинской «Ладе» — в стане главного конкурента команды Мельникова.
— Да, мне уже пришлось соперничать с «Зенитом» за выход в высшую лигу. Мы оказались в одной зоне первой лиги. В итоге «Лада» вышла, а «Зениту» пришлось продолжить выступление на более низком уровне. В 1994 году команда, не имея финансирования и хороших условий, в итоге заняла 13-е место в первой лиге. Одним словом, главными бедами «Зенита» тех лет было отсутствие нормального финансирования и хорошей организации клубного хозяй­ства. Если бы все это было, команда осталась бы в высшей лиге, где она должна играть по определению. А так три года главной петербургской команде пришлось выступать в первом эшелоне.
Ну а потом уже бывший мэр города Анатолий Собчак пригласил в клуб Павла Садырина, после чего я вновь оказался в «Зените». На тот момент организацией клубного хозяйства уже управлял Виталий Мутко. Став президентом, он при помощи Собчака привлек к финансированию газпромовские структуры. Таким образом началось формирование зенитовской инфраструктуры. По итогам сезона-1995 мы вышли в высшую лигу.

— При непосредственном участии таких футболистов, как Боков, Наумов, Кулик…
— Совершенно верно. Тогда они составляли уже костяк «Зенита». Если в 1992 году ребята были «сырыми» и неготовыми, то спустя два-три года стали опытными, повзрослели. Помимо Кулика, Наумова, Бокова, Дмитриева, Зазулина могу отметить также Белоцерковца, Окрошидзе, которые в дальнейшем очень неплохо проявили себя.

Дмитриев остался с друзьями и тренером

— Но вернемся все же в тот период, когда «Зенит» выступал в первой российской лиге. Имело ли смысл вышеперечисленным игрокам идти на повышение в клубы более высокого уровня?
— В тот момент, может быть, им и нужно было уходить. Однако понятие патриотизма в те годы еще играло большую роль. Например, Олег Дмитриев имел очень хорошее предложение от волгоградского «Ротора». Голкипер Андрей Мананников его принял, а Олег остался со своими друзьями и тренером Мельниковым прозябать в первой лиге долгих три года.

— Получается, оставшись в «Зените», ребята не выиграли?
— В тот момент, может быть, нужно было уйти. Но футболисты были дружными, в «Зените» подобрался хороший коллектив. И в конечном итоге они поиграли в высшей лиге в составе своей родной команды, в своем родном городе.