Бизнес-партнер пропавшего миллионера Захаренко чувствует себя жертвой интриг

Бизнес-партнер пропавшего миллионера Захаренко чувствует себя жертвой интриг

\ \ Николай Шаповалов, бывший бизнес-партнёр пропавшего миллионера Алексея Захаренко, заявил «Фонтанке», что его преследование в рамках уголовного дела, возбуждённого по факту

\ \

Николай Шаповалов, бывший бизнес-партнёр пропавшего миллионера Алексея Захаренко, заявил «Фонтанке», что его преследование в рамках уголовного дела, возбуждённого по факту мошеннического завладения имуществом Захаренко — результат интриг. Бизнесмен, в частности, связывает свои неприятности с попыткой получить у него показания на обвиняемого в убийстве президента Федерации вольной борьбы Петербурга Владимира Кулибабу.

В центре интриг

17 мая дома у Николая Шаповалова был проведён обыск. На следующий день, как стало известно «Фонтанке» от источников в правоохранительных органах, Главное следственное управление СК РФ по Петербургу возбудило уголовное дело по факту мошенничества в особо крупных размерах, суть которого сводится к завладению имуществом пропавшего в августе 2009 года в центре Петербурга Алексея Захаренко. Это уже третье такое дело, первое возбуждено в Тель-Авиве, второе - в Цюрихе. В центре двух первых дел находится Ниссим Дегалдетти, израильский бизнес-партнёр Алексея Захаренко.

Николай Шаповалов после проведённых обысков опасается, что в центре петербургского «мошеннического» уголовного дела может оказаться он сам. Сейчас бизнесмен находится за границей, но он специально связался с «Фонтанкой», чтобы выразить своё отношение к происходящему.

По словам Николая Шаповалова, его неприятности связаны с двумя обстоятельствами. Первое: якобы имеющееся стремление некоторых сотрудников правоохранительных органов получить от Шаповалова показания в отношении авторитетного бизнесмена Владимира Кулибабы, который сегодня обвиняется в организации убийства генерального директора охранного предприятия «Каскад» Вадима Чечеля. Второе: желание адвоката Юрия Соловьёва, управляющего имуществом пропавшего Алексея Захаренко, получить доступ к деньгам, вырученным после обналичивания векселей банка «Санкт-Петербург», принадлежавших одной из фирм Захаренко.

Всё пополам

Своё заявление Николай Шаповалов весьма серьёзно аргументирует. По его словам, ему неоднократно неформально предлагали дать показания в отношении Владимира Кулибабы, но он не дал их якобы в связи с тем, что не располагает какой-либо порочащей данного бизнесмена информацией. При этом, Шаповалов рассказал о возможных первоначальных причинах интереса правоохранительных органов к Кулибабе в рамках уголовного дела, возбужденного по факту убийства Алексея Захаренко.

По словам Николая Шаповалова, примерно за полгода до исчезновения миллионера, они вместе оказались на каком-то фуршете, где был и Владимир Кулибаба. Якобы Кулибаба общался тогда с Алексеем Захаренко, а тот, выпив, предложил Кулибабе организовать совместный таможенный бизнес на условиях «50 на 50». Говорят, что в состоянии алкогольного опьянения Захаренко всем, кто находился рядом, предлагал всё делить пополам (в плане предметов такого дележа иногда доходило до курьёзов).

Но Владимир Кулибаба, судя по всему, не знал о таких нюансах, в связи с чем, по словам Шаповалова, некоторое время спустя после фуршета позвонил Захаренко и выразил готовность принять его предложение. Но Захаренко «съехал с темы», вероятно, что в трезвом и нетрезвом состоянии он мог воспринимать мир по-разному.

Этот инцидент якобы произошел за несколько недель до исчезновения миллионера, в связи с чем у следствия формально имеются все основания проверять Владимира Кулибабу на возможную причастность к исчезновению Алексея Захаренко.

Кроме того, Николай Шаповалов обратил внимание на одно интересное совпадение. По его словам, прошедший 17 мая у него дома обыск проводился на основании постановления Василеостровского районного суда, датированного 19-м ноября 2010 года. А 17 ноября 2010 года в своей квартире на Каменноостровском проспекте был задержан Владимир Кулибаба.

Миллион евро

Заявление Шаповалова о том, что его нынешнее уголовное преследование может быть связано с желанием Юрия Соловьева, управляющего имуществом Алексея Захаренко, получить контроль над деньгами, вырученными после обналичивания двух векселей банка «Санкт-Петербург» общей стоимостью примерно в 1 миллион евро, в принципе, полностью соответствует реальному положению дел.

Более того, Юрий Соловьев никогда и не скрывал того, что как управляющий имуществом пропавшего миллионера, считает необходимым вернуть эти деньги. В интервью «Фонтанке» Соловьёв заявлял также о том, что считает, будто Николай Шаповалов завладел этими векселями нечестным путем. Более того, Юрий Соловьёв сообщил, что написал соответствующее заявление в правоохранительные органы.

Поэтому в данном случае, видимо, даже хорошо, что по этому факту возбуждено уголовное дело: в ходе его расследования правоохранительные органы должны расставить точки над «и» и дать правовую оценку ситуации — законно или незаконно поступил Николай Шаповалов.

Речь идёт о двух векселях банка «Санкт-Петербург» общей стоимостью более 1 миллиона евро. По словам Шаповалова, когда Алексей создавал одну из своих основных петербургских компаний — ООО «Таможенный электронный брокер» (ТЭБ) — возникли формальные проблемы с получением для неё брокерской лицензии. Тогда ТЭБ приобрёл у банка «Санкт-Петербург» эти 2 векселя и продал их некоему ООО «Конвент». «Конвент», по словам Шаповалова, передал векселя банку в качестве поручительства за ТЭБ. А банк, в свою очередь, предоставил Федеральной таможенной службе гарантию, под которую ТЭБу была выдана лицензия таможенного брокера.

Николай Шаповалов утверждает, что столь сложная схема потребовалась в связи с тем, что сам по себе ТЭБ не удовлетворял соответствующим требованиям кредитного комитета банка, а «Конвент» давно занимался внешне-экономической деятельностью и имел приличные обороты. По словам Николая, Алексей Захаренко приобрёл «Конвент» именно для того, чтобы ТЭБ смог получить брокерскую лицензию.

Юрий Соловьёв утверждает, что злополучные векселя в дальнейшем были обналичены Николаем Шаповаловым, что и стало поводом для обращения Соловьева в правоохранительные органы.

Николай Шаповалов и не скрывает, что не забыл про векселя. По его словам, Алексей Захаренко оставил ему юридический механизм управления ООО «Конвент», что позволило вернуть векселя их владельцу — ООО «ТЭБ». Вырученные за них деньги ТЭБ, по словам Шаповалова, использовал на покрытие собственных долгов...

Заметим, что сегодня Николай Шаповалов уже не имеет никакого юридического отношения к «Таможенному электронному брокеру» - он официально вышел из состава учредителей компании и сложил с себя полномочия её генерального директора. А Алексей Захаренко так и остался владельцем 40% долей этой фирмы, в связи с чем вопрос о его 40% стоимости злополучных векселей представляется не до конца понятным. Чем, видимо, теперь и займётся следствие.

Справка:
Алексей Захаренко пропал около 11.00 утра 4 августа 2009 года. Это произошло при совершенно непонятных обстоятельствах в центре города, вероятно, при большом количестве свидетелей. В связи с этим можно предположить, что бизнесмена похитили, инсценировав милицейское задержание.

На следующий день была обнаружена машина Захаренко, благодаря установленной в ней системе спутниковой навигации. По факту исчезновения бизнесмена возбуждено уголовное дело по 105-й статье Уголовного кодекса - «убийство».

Позже выяснилось, что основной бизнес у Алексея Захаренко был сосредоточен в Израиле и в Швейцарии, причём, речь шла о достаточно крупных коммерческих проектах: приобретении брокерской компании, строительстве отеля. Более того, незадолго до исчезновения Алексей Захаренко практически обнулил свои счета в одном из швейцарских банков.

Через несколько дней после исчезновения бизнесмена его израильский бизнес-партнер Ниссим Дегалдетти заявил о том, что Захаренко оставил ему доверенность на право распоряжаться всем своим имуществом. Фальсификация этой доверенности сегодня является одним из пунктов обвинения Ниссима Дегалдетти, Элины Мелер и Рене Захава со стороны израильской полиции.

Константин Шмелёв, для «Фонтанки.ру»

\