Экс полузащитник сборной СССР и «Ювентуса» Сергей Алейников:«Не пьешь, не куришь — что ты за футболист»

Экс полузащитник сборной СССР и «Ювентуса» Сергей Алейников:«Не пьешь, не куришь — что ты за футболист»

Полноценное знакомство с Италией у полузащитника мин­ского «Динамо» и союзной сборной началось в 1989-м, когда Сергей подписал контракт со знаменитым туринским

Полноценное знакомство с Италией у полузащитника мин­ского «Динамо» и союзной сборной началось в 1989-м, когда Сергей подписал контракт со знаменитым туринским «Ювентусом», составив компанию киевлянину Александру Заварову. В итоге на Апеннинах Алейников осел после завершения карьеры. Уже более 15 лет белорус живет в Лечче. Поэтому лучшего эксперта по итальянскому футболу трудно найти. Звонок коррес­пондента «Спорта» застал Алейникова в Риме, а наш разговор, конечно же, не ограничился итогами кальчо.

Не скудетто нужно, а финальная премия

— Сижу в аэропорту, жду рейса в Лечче, — говорит Сергей. — Возвращаюсь из Варшавы, где проходил международный конгресс, посвященный предстоящему Евро-2012. В формате конгресса сначала было выступление хозяев турнира. Шеф полиции рассказывал о проблемах, с которыми они борются, пытаясь искоренить хулиган­ство и расизм. Один из кураторов поведал, на сколько процентов Польша готова к проведению турнира на данный момент. А затем был ветеранский матч между сборными Польши и сборной Европы. В команде, представляющей Старый Свет, кроме меня играли австриец Тони Польстер, румын Флорин Радучою, чемпион мира аргентинец Педро Пабло Паскулли. В сборной Польши были ребята помладше. Так что игра получилась неравной — хозяева выиграли 3:1.

— Плавно перейдем к итальянской серии А. «Милан» в этом сезоне смотрелся на голову выше остальных?

— «Милан» оказался в нужном месте в нужное время. Так получилось, что в нынешнем сезоне выпали все конкуренты. С самого начала не заладились дела у «Интера». Успех Жозе Моуринью Рафаэлю Бенитесу повторить не удалось. Более того, за плохие результаты Рафе в декабре прошлого года указали на дверь. Его преемник бразилец Араужо Леонардо добился чуть большего, но догнать «Милан» уже было нереально.

— «Ювентус», в составе которого вы побеждали в Кубке УЕФА и Кубке Италии, вообще начисто провалил сезон.

— Перед началом сезона туринцы провели масштабные перестановки в составе. На усиление команды были потрачены немалые средства. В Италии все были уверены, что с таким составом «бьянконери» по силам решать самые серьезные задачи. Однако «Старая синьора» просто посыпалась. Сейчас руководство «Ювентуса» не стесняется признавать, что приобретения себя не оправдали. Плюс в начале сезона на футболистов «Юве» обрушилась целая серия травм, из-за чего состав постоянно варьировался. А после Нового года команда вообще попала в яму, из которой не выбралась до конца сезона.

— Не впечатлила и «Рома» — бывший клуб Лучано Спаллетти.

— Проблемы римлян лежали больше в финансовой плоскости, что, впрочем, сказалось и на спортивной составляющей. Была неопределенность, связанная с продажей клуба. Сейчас сделка уже практически завершена — «Рому» приобрел 61-летний американец итальянского происхождения Томас ди Бенедетто (ди Бенедетто приобрел 60 процентов акций за 70,3 миллиона евро, остальные 20 процентов принадлежат UniCredit, «Рома», таким образом, стала первым клубом серии А, который принадлежит ино­странным инвесторам. — «Спорт»). На фоне всех этих событий подопечные Массимилиано Аллегри выиграли серию А, что, впрочем, не умаляет заслуг «Милана».

— Скудетто в составе «Милана» завоевал и русскоязычный немец Александр Меркель. Как расцениваете дальнейшие перспективы уроженца Казахстана, которого СМИ периодически сватают в сборную России?

— Таких подававших надежды игроков на своем веку видел немало. Большинство из них просто пропали. Посмотрим, какое будущее ждет Сашу. Он отыграл за «Милан» совсем немного — в основном выходил на замену. Но скудетто действительно выиграл, ведь награды положены всем игрокам, включенным в заявку команды. Впрочем, футболистов гораздо больше интересует не титул, а финальная премия за чемпионство (улыбается).

— Опустимся на дно турнирной таблицы. С «Болоньи» дисциплинарный комитет снял три очка за задержку зар­платы. Как часто итальянская федерация применяет столь радикальные меры?

— Когда есть подобные проступки. В случае с «Болоньей» эта мера подействовала — с игроками вроде бы рассчитались. У нас здесь профсоюз защищает права футболистов. То есть рано или поздно, но игроки получат свои деньги. Хотя хитросплетений в этой теме множество. Особенно в маленьких клубах. «Бари», например, предложили игрокам уменьшить зар­плату на следующий сезон. Слышал, что-то подобное происходило и в российских клубах, когда разгорался мировой кризис.

— «Лечче» до сих пор борется за выживание. Может, команде не хватает молодого амбициозного наставника Сергея Алейникова? Почему вас не приглашают в структуру клуба?

— «Лечче» все время курсирует между серией А и В — то вылетит, то вернется. Все, включая руководство клуба, привыкли к этому — такая у них жизнь. Моя кандидатура на определенном этапе рассматривалась. Но у клуба своеобразная политика: бывших игроков они в свою структуру привлекают неохотно. Здесь даже не обо мне речь — чемпион мира Паскулли после завершения игровой карьеры остался жить в Лечче, но место в тренерском штабе ему никто не предлагает. Не знаю, с чем это связано. Может, не хотят иметь во главе команды самостоятельных и независимых людей?

— Насколько существенна разница в финансировании команд в сериях А и В?

— Вылетевшая в серию В «Брешиа» оценила свои потери в 30 млн евро. Дескать, будет урезано финансирование от спонсоров, немалые деньги теряются от продажи прав на теле­трансляцию. Сейчас в Италии действует единый телевизионный пул. «Милан», «Интер» и «Ювентус» считают, что деньги делятся непропорционально вкладу каждой команды. В Испании есть пример «Реала» и «Барселоны», которые продают права самостоятельно. Думаю, итальянские гранды смотрят в их сторону. Правда, не так давно ассамблея лиги приняла решение в пользу маленьких клубов. Однако точка в этом деле, думаю, не поставлена. Один из руководителей (по-моему, «Интера») даже заявил: «Ах так! Тогда мы вообще не будем покупать игроков из маленьких клубов». Сами понимаете, для таких команд продажа футболистов в клубы-гранды — одна из серьезных статей дохода. Как будет дальше — посмотрим

— Мрачная картина складывается...

— Клубы сами допускают серьезные просчеты. Например, вместо того чтобы наладить работу с фанатами и увеличить их количество, просто отгораживаются от этого. Интересный момент: вопросами беспорядков болельщиков занимается префектура — прокуратура. Там часто решают радикально: просто не пускают зрителей на стадион. Не так давно предстоял матч «Бари» — «Лечче». Это настоящее дерби для нашего региона — команды очень редко встречаются между собой в рамках серии А, потому что обычно не задерживаются в элите. Прокуратура постановила, что игра должна пройти при пустых трибунах. В итоге президент «Бари» обращался с просьбой в МВД о пересмотре этого решения. В конце концов болельщикам разрешили пройти на трибуны. А в матчах предпоследнего тура уже ультрас «Лечче» не разрешили поехать в Бари в полном составе — выделили для гостей минимальную квоту

В моей машине бандиты собирались пойти на дело

— Вернемся в то время, когда вы перебрались из Минска в Турин. Президент «Ювентуса» Джованни Аньелли действительно побывал в плену на нашей территории?

— Вряд ли бы он меня обманывал. Перед началом сезона синьор Аньелли пригласил всю команду к себе на виллу. Давал свое традиционное напутствие. Затем устроил прогулку по парку. Так получилось, что мы с ним шли нога в ногу. Тогда-то он мне про плен и рассказал. Дескать, что такое СССР, знаю не понаслышке — после Второй мировой пришлось несколько лет потрудиться на социалистическое будущее СССР в лагере для военнопленных. Дескать, помню, холод у вас зверский... А в каком Аньелли роде войск служил и на каком фронте воевал, я спрашивать уже не стал.

— Семейство Аньелли до сих пор является одним из владельцев ФИАТа. Вам сразу же предоставили автомобиль этой компании?

— Машина полагалась по контракту — в аренду. А когда решил купить автомобиль, дали 50-процентную скидку. Что интересно, затем этот Lancia Thema дважды угоняли.

— В Турине или в Минске?

— В Лечче. Первый раз отвозил жену на консультацию в больницу — ожидали прибавления в семье. Вышел из госпиталя, смотрю — машины нет. Хорошо, что полиция авто нашла, — вернули практически в том же виде, в котором я ее оставил. А вот вторая история оказалась более печальной. Угнали Lancia Thema прямо со двора. «Лечче» мне снимал квартиру, двор был маленьким, с парковкой возникали проблемы. Выезжать на дорогу можно было только задом. Но воров это не смутило. Помню, вышел во двор и глазам не верю: нет машины! А мне как раз на тренировку нужно. В итоге на занятие опоздал. Был за это наказан — правда, морально, а не материально. А машину затем полицейские опять нашли. Но она уже была в таком виде, что мама не горюй. В салоне бандиты оставили даже пистолет — наверное, собирались пойти на дело (смеется).

— Приятных открытий в Италии, полагаю, было куда больше?

— Намного. Когда на обеде в ресторане на столах у футболистов увидел вино, несказанно удивился. Надо мной тогда взял шефство чемпион мира — 1982 Гаэтано Ширеа. Помню, налил себе вина и мне предложил. Я, конечно же, отрицательно замотал головой. А когда он закурил и предложил мне сигарету, удивился еще больше. Снова замахал руками. Увидел на лице Гаэтано удивление. Ширеа даже пошутил: «Не пьешь, не куришь — что ты за футболист такой?»

Добила же меня сцена, как после обеда игроки подходили к тренеру Дино Дзоффу и прикуривали у него. У нас тогда в Союзе существовали порядки пожестче — и в минском «Динамо», и в сборной СССР можно было закурить украдкой в таком месте, где тебя никто не видел. Например, в душе после игры.

— Перебравшийся на год раньше вас во французскую «Тулузу» Вагиз Хидиятуллин первое время большую часть своей зарплаты относил в посольство СССР во Франции — по советским законам он не мог получать больше посла. Вас эта горькая чаша миновала?

— Мне подсказали, как от этого «отскочить».

— А что не подсказали?— Что не нужно было уходить из «Ювентуса». Я ведь закрепился в основном составе команды. Контракт подписывал на три года. И ни сном ни духом о том, что у «Ювентуса» с итальянской компанией «Симод», которой ЦС «Динамо» передал права представлять интересы совет­ских футболистов за рубежом, есть еще свои дополнительные договоренности. Изначально за мой переезд «Ювентус» заплатил 2,85 млн долларов. Плюс бонус минскому «Динамо» — современный автобус, комплекты формы на всю команду и возможность в течение трех лет раз в год проводить сборы в Италии. Поэтому, когда мне дома подсунули чистую бумагу и сказали поставить свою подпись — дескать, завтра закрывается трансферное окно, нужно срочно оформлять твой трансфер, — я не мудрствуя лукаво поставил свою подпись на чистом листке.

— В чем же заключался подвох?

— В дополнительном соглашении значился пункт, согласно которому «Ювентус» был обязан выплатить еще миллион долларов «Симоду», если я покину команду через год. По нынешним временам довольно странный пункт, но 20 с лишним лет назад такое было возможно. И после первого сезона меня поставили перед фактом: я должен сменить команду. Очень жаль, что в то время не нашлось человека, который мог бы мне все правильно разложить по полочкам. Представители «Симода» сделали все ради того, чтобы получить этот «штрафной» миллион. Они сказали, что «Ювентус» отказывается от моих услуг. В итоге я заключил контракт с «Лечче».

Интервью с Липпи

— После «Лечче» оказались в японской «Гамба Осака», где выступали вместе с Ахриком Цвейбой и Олегом Протасовым. Были в восторге от Страны восходящего солнца?

— Да, выступал там три сезона и хотел остаться. Поиграл в футбол в свое удовольствие. В то время клубный японский футбол переживал начальный этап своего развития. Клубы никуда не вылетали, прессинга со стороны СМИ не было и в помине. Но затем в команде сменился тренер. Югослав предпочел пригласить своих футболистов. Со мной контракт не продлили.

— После Японии вы оказались в шведском «Оддевольде». Почему там не задержались?

— Команда вылетела из элитного дивизиона. Я там только полгода успел отыграть. Выступать во втором дивизионе не было смысла. Но о том этапе карьеры все равно не жалею — жить в Швеции мне понравилось. А дальше дело пошло к финишу. Мне уже стукнуло 35 лет, в таком возрасте ты мало кому из клубов интересен.

— Ваш бывший одноклубник капитан минского «Динамо»-1982 Юрий Пудышев не так давно в 56 лет вышел на поле.

— Юрка может, он такой. Думаю, 56 для него не предел. Пудик и в 60 выйдет — как раз заодно юбилей отпразднует. То, что он в таком возрасте выражает желание выйти на поле, достойно уважения. Своим выходом на зеленый газон Юра хотел привлечь внимание к проблемам ветеранов. После развала СССР во многих республиках напрочь позабыли о футболистах, с которыми достигали самых серьезных успехов в истории. Оговорюсь, что речь идет не только о Белоруссии.

— Кстати, очень странно, что Белорусская федерация футбола никогда не предлагала лучшему в истории игроку должность в тренерском штабе сборной страны.

— Ссор с руководством БФФ у меня не было. Но также не было и прочного контакта. Когда случайно пересекался с прошлым руководством федерации, были только какие-то намеки в стиле «Сергей, мы тебе позвоним». Но звонка с конкретным предложением я так и не дождался. Хотя регулярно приезжаю в Минск, где у меня осталась квартира.

— Для белорусского «Прессбола» вы пару раз делали интервью с Марчелло Липпи. Редактор издания оказался удовлетворен вашей работой?

— Еще в 1992 году мы вместе с журналистом Дмитрием Беленьким написали книгу «И жизнь, и слезы, и футбол…». Он меня и попросил записать интервью с Липпи — накануне матчей сборных Белоруссии и Италии. Но беседой с Липпи я не ограничился — также брал интервью у Франко Барези, Сальваторе Скилаччи, Дино Дзофа, Роберто Баджо, Джузеппе Синьори. Однако серьезно о карьере журналиста я никогда не задумывался.

— Потому что хотите чего-то добиться на тренерской стезе?

— Минувший сезон отработал в дет­ской школе «Ювентино». Эта школа не имеет ничего общего с филиалом академии «Ювентуса». Когда-то она была самой известной в Лечче — в свое время из «Ювентино» вышли чемпион мира — 1982 Марко Каузио, блиставшие в «Ювентусе» Антонио Конте и Сержио Брио. Затем школа немного сдала свои позиции — в последнее время у нее нет выпускников такого уровня. Меня пригласили, чтобы я задал старт в возвращении славных традиций «Ювентино».

— Получается?

— Я тренирую команду 15–16-летних. В турнирной таблице мы финишировали третьими среди 16 команд. Но главное даже не в этом, а в том, что многие ребятишки из Лечче уже хотят перейти в «Ювентино».

Личное дело

Сергей Евгеньевич Алейников

Родился 7 ноября 1961 года в Минске

Амплуа — полузащитник

Заслуженный мастер спорта СССР

Карьера игрока: «Динамо» (Минск, 1981–1989); «Ювентус» (Турин, Италия, 1989/90); «Лечче» (Италия, 1990/91–1992/93); «Гамба Осака» (Япония, август 1993–1995; «Оддевольде» (Швеция, 1996); «Корильяно» (Италия, любители, 1997)

В чемпионатах СССР — 220 матчей, 31 гол. Чемпион СССР — 1982

Обладатель Кубка УЕФА — 1989/90, Кубка Италии — 1989/90

За сборную СССР/СНГ (1984–1992) — 77 матчей, 6 голов. Вице-чемпион Европы — 1988. Участник чемпионатов мира — 1986 и 1990, участник Евро-1992

Карьера тренера: главный тренер «Ананьи Фонтана» (Италия, серия D, 1998–1999); главный тренер «Понтедера» (Италия, серия D, 2000–2001); главный тренер «Торпедо-Металлург» (Москва, январь — май 2003); главный тренер ФК «Видное» (второй дивизион, июнь — сентябрь 2003); тренер-консультант футбольной школы в Копертино (Италия, 2003–2005); тренер детской школы «Ювентино» в Лечче (с 2005-го).

Кстати

Спаллетти в Италии никто не ждет

Вице-чемпион Европы — 1988 Сергей Алейников рассказал о том, как на Апеннинах воспринимают работу Лучано Спаллетти в «Зените».

— Отъезд Лучано в Россию здесь, в Италии, восприняли абсолютно спокойно, — утверждает Алейников. — Удивлялись, когда первые итальянские тренеры начали уезжать за рубеж. Сейчас же подобные эмоции ушли. Когда Спаллетти улетал в Питер, все ему желали удачи. Многим было интересно, сможет ли экс тренер «Ромы» проявить себя в новой стране.

— Полагаю, сразу же в Италии на порядок возросло внимание к «Зениту»?— Абсолютная правда! Смотришь телевизор, по телетексту то и дело мелькают сообщения, что «Зенит» Спаллетти сыграл так-то. На италь­янском телеканале Sky стали транслироваться матчи российской премьер-лиги. Поднимался даже вопрос, чтобы я выступил в роли комментатора чемпионата России, но с этим дело не сложилось.

— Последнее время в игре «Зенита» возникли серьезные проблемы. Справится ли Спаллетти с давлением и непростыми характерами игроков?— Лучано имеет опыт, как выходить из подобных ситуаций. В «Роме» он вышел из такой ситуации с честью. Хотя там тоже было немало звезд-миллионеров с характерами еще похлеще, чем у нынешних футболистов «Зенита». Взять хотя бы Франческо Тотти. Нужно понимать главное: в Италии Спаллетти никто не ждет.

— Неужели? Зимой различные СМИ пестрели сообщениями об интересе к тренеру «Зенита» со стороны топ-клубов...— Да, сообщения на эту тему мелькают и сегодня. Однако эти новости объясняются просто: футбольный сезон в Италии закончился, писать не о чем, а газеты большие по своему объему. Поэтому информацию, которая в них появляется, нужно умело фильтровать. Куда сейчас возвращаться Лучано? В «Ювентус» пришел Антонио Конте, в «Интере» остается Леонардо, в «Рому» активно сватают Карло Анчеллоти. А клубы вроде «Лечче» Спаллетти вряд ли захочет возглавить. Не уровень это Лучано.

В тему

Розовые очки в российской оправе

В тренерской карьере Сергея есть и российский след. В 2003 году Алейников недолгое время работал со столичным «Торпедо-Металлургом».

— Планов было громадье, — вспоминает белорус. — Мы должны были строить команду практически с нуля. Сейчас понимаю, что в Россию восемь лет назад я летел в розовых очках. Но реальность оказалась суровой. «Странные» матчи, договорной характер которых доказать практически невозможно, контракты, больше похожие на филькину грамоту. Когда узнал, что «Тор-Мет» должен другим командам какие-то игры за прошлый сезон, просто отказался верить этому. Но потом понял, что действительно творится что-то непонятное. Впрочем, за прошедшие восемь лет первенство российской премьер-лиги сделало качественный скачок.

В Россию едут добротные легионеры, пусть они и не самого высокого класса. Располагать же таким бюджетом, который имеет «Зенит», мечтают многие европейские клубы. Мне кажется, что порядка сейчас в премьер-лиге стало больше. Честно говоря, было бы интересно попробовать себя на таком уровне. И если бы была возможность поработать в России, то я бы туда поехал уже без розовых очков.