Больше двух не собираться

Больше двух не собираться

Сюжет, по которому развивается самый длинный в нашей истории чемпионат, заставляет еще раз задуматься о том, что футбол — простая игра, а взгляды и оценки очень часто носят субъективный

Сюжет, по которому развивается самый длинный в нашей истории чемпионат, заставляет еще раз задуматься о том, что футбол — простая игра, а взгляды и оценки очень часто носят субъективный характер. Хуже того — еще и сиюминутный.

Все повторится

Пять туров назад «Спартак» барахтался в глубокой яме, отмахивался изо всех сил от критиков и критиканов, искал нового тренера и не знал, как ему жить дальше. «Зенит», напротив, взирал на окружающую его действительность с привычной высоты, был снисходителен к слабым и даже повода не давал посудачить о том, что в команде назревает кризис. Сегодня все ровно наоборот: в «Спартаке», оказывается, дела идут просто замечательно, «Спартак» снова чемпион, тогда как «Зениту» следует срочно предпринимать радикальные меры — он же избалован деньгами, там же тренер работает, который ни бум-бум в славянском менталитете, а зенитовские «звезды» устали от собст­венного величия и плевать хотели на команду…

Вот простенькая, примитивная даже попытка прогноза, основанная всего лишь на формальной логике: по ходу сезона москвичи еще не раз упадут как минимум в середину таблицы, а питерцы выдадут серию-другую реально классных матчей. И футбольная публика снова возьмется за старое: хвалить и хаять по выгодному для нее текущему курсу.

Даже пари заключать не хочется, что будет именно так.

Бразильская линия

По окончании прошлого сезона, интересуясь у Валерия Карпина итоговыми оценками, ощущениями, впечатлениями, я затронул тему, которая сегодня возведена в статус культовой: все проблемы «Спартака», оказывается, в бразильцах, потому что если бразилец не один, а, скажем, двое их или еще, боже упаси, больше — они тут же бросают играть в футбол и начинают танцевать самбу. Беседа наша шла под диктофон, в «Спорте» опубликовано интервью не было, но рукопись, как выяснилось, не сгорела: абсолютно актуальный разговор, как будто вчера состоялся.

Ну так вот.

— Что касается Алекса, — сказал я тогда Карпину, — если человек конкретно феерит в первый свой сезон, второй ему редко удается. Это почти закон…

— В «Спартаке»-2010 играл другой Алекс, не прошлогодний, и это было видно невооруженным глазом, — ответил главный тренер. — Другим был и Веллитон в первом круге. Думаю, дело здесь в психологии. Возможно, это называется самоуспокоением. И носит оно, вероятнее всего, подсознательный характер. Люди расслабились не потому, что захотели расслабиться, — просто они живые, из плоти и крови, со всеми присущими человеку слабостями.

— Ярко выраженная бразильская линия в комплектовании команды — вопрос клубной стратегии? Могла она при других условиях стать, например, испан­ской, африканской?

— Могла, конечно. «Спартак» не ставил перед собой конкретную цель: построить команду вокруг бразильской оси. Так сложилось в силу определенных причин, а главная из них та, что в Бразилии много футболистов высокого уровня и стоят они разумных денег. Если бы «Спартак» нашел серьезных людей по приемлемой цене в Испании, значит, была бы испанская линия. Или любая другая.

— Устраивает главного тренера работа Ари в контексте его персональных задач?

— Считаю, что Ари показал очень приличный результат. Другое дело, что может он больше, чем сделал, но ведь сто процентов реализации потенциала случаются только в сказках про футбол. Это самое «больше» было вполне достижимо, возможности положить свои 15 у Ари имелись. Уже в первых десяти матчах чемпионата парень спокойно мог забить все, что забил по итогам сезона. Моменты у Ари были всегда, и это самое главное, потому что работа форварда в том и заключается, чтобы их искать и находить. А если есть моменты, мяч рано или поздно окажется в воротах. Ари нашел себя во второй половине сезона и, повторяю, для дебютанта проявил себя очень неплохо. Посмотрим, что будет дальше.

Работа над ошибками

А дальше получилось так, что в первой половине сезона-2011/12 спартаковские бразильцы снова не показали того, на что способны, поэтому игровые акценты решено было немного сместить. Нормальный, совершенно рабочий процесс — процесс работы над ошибками — получил в массовом сознании ярко выраженную антибразильскую окраску, а «Спартак» мигом захвалили за то, что он перестал быть «бразилозависимым». Хотя без бразильской оси, в сущности, красно-белые не сыграли ни матча: Ари с Ибсоном — «железные» игроки «основы».

Такой взгляд на суть вещей представляется мне как минимум поверхностным. Полагаю, сомнений в том, что Веллитон — форвард реально высокого уровня (51 гол только в чемпионатах России), нет ни у кого, а потенциал Кариоки как не был очевиден прежде, так тайной и остался. Изменение, в сущности, одно: уехал Алекс. Ну так он еще в прошлом сезоне, можно сказать, уехал, разве нет?

Поэтому давайте не будем усложнять простые вещи и снова в который уже раз торопиться с выводами, ориентируясь на выгодный только сегодня курс. Нынешнее высокое место «Спартака» — явление совершенно обыденное, потому что укомплектована команда неплохо, финансируется дай бог каждому и меру своей ответственности знает прекрасно. Для того чтобы понять, случилось что-то действительно важное с самой народной из команд, надо хотя бы ближайший турнирный отрезок с ней вместе пережить. Ведь сразу за «Зенитом» перед командой Валерия Карпина маячат дружной чередой «Рубин», «Томь», «Локомотив» и «Динамо».