Тренер молодежного состава «Зенита» Владислав Радимов: «Сейчас не лучший момент для решающей игры»

Тренер молодежного состава «Зенита» Владислав Радимов: «Сейчас не лучший момент для решающей игры»

Окончание чемпионата России, итоги выступления молодежного и основного составов «Зенита», предстоящая реформа турнира дублеров, игра с «Порту», взаимоотношения петербургских

Окончание чемпионата России, итоги выступления молодежного и основного составов «Зенита», предстоящая реформа турнира дублеров, игра с «Порту», взаимоотношения петербургских болельщиков и Романа Широкова, жеребьевка Евро-2012 — вот неполный перечень тем, которые сегодня волнуют любителей футбола. Лучшего эксперта, чем бывший футболист «Зенита» и сборной России Владислав Радимов, найти сложно. Вот мы и попросили тренера молодежного состава «Зенита» обсудить поднятые проблемы.

Я против перевода молодежных команд во вторую лигу

— Наша команда ушла в отпуск, — рассказывает Радимов, — есть, правда, ребята, которые тренируются со своим годом рождения, но большая часть состава уже отдыхает. Собираемся, так же как и основная команда, — в начале января. Конечно, мы давали футболистам индивидуальные задания. Просили играть в подвижные игры: в футбол, в теннис, может быть, в хоккей. Рекомендовали два раза в неделю посещать тренажерный зал. Задания не такие сложные, так как мы понимаем, что работать в отпуске не каждому хочется. Но определенный минимум выполнить необходимо.

— Молодежный состав «Зенита» очень удачно начал третий круг, одержав две победы и возглавив турнирную таблицу в первой восьмерке. Можно ли сказать, что команда вышла на более высокий уровень по сравнению с тем, что мы видели в регулярном чемпионате?
— Нет, об этом говорить все-таки рано — сыграно всего два тура. Но то, что ребята выиграли две игры, конечно, приятно. Особенно порадовала победа над «Локомотивом», выигравшим двухкруговой турнир дублеров.

— Справедлива ли со спортивной точки зрения нынешняя формула, при которой некоторые команды, опередившие по итогам тридцати туров молодежный состав «Зенита», в итоге оказались лишь во второй восьмерке?
— Нет, несправедлива. Но с позиций удобства календаря другого выхода нет.

— Как вы относитесь к идее реформировать турнир молодежных составов?
— Категорически против идеи отправить молодежь играть во вторую лигу. Я в свое время сам прошел через ее горнило, отыграв два года в дубле ЦСКА. Хорошо представляю, что это такое, и на своем примере могу сказать, что никакой пользы не будет. Можно привести миллион доводов, что станет хуже. Не мне, конечно, решать, а РФС, но если опросить всех, кто играл во втором дивизионе, 99 процентов выскажутся против. Могу привести лишь один пример: вспомните, где и как получил травму Юрий Тишков.

— В кубковом матче за «Динамо».
— В Коломне, против команды второй лиги. Так вот, я этого и боюсь: плохие поля, взрослые мужики. Играл, знаю.

— Как проведете отпуск лично вы?
— Скорее всего, останусь в Петербурге. Слетаю лишь на день рождения к Диме Хохлову в Краснодар и заскочу в Москву на пару дней. К морю же точно не поеду.

Широкову стоит извиниться, обиды оставить в прошлом

— Поговорим о чемпионате России. Прежде всего скажите, оправдывается ли переход на систему «осень — весна»?
— По-прежнему не вижу никакой разницы. Все точно так же, лишь круги поменяли местами. Да, летом возникнет пауза, и она, возможно, будет лишней в нечетные годы, когда не проводятся чемпионаты мира и Европы. Но, с другой стороны, вспомните, что некоторые летние туры проходили в сумасшедшую жару, когда люди теряли сознание. Сторонники и оппоненты найдутся у любого решения, так что это дискуссионный вопрос. Но, думаю, пока особой разницы нет.

— Что вас расстроило и что порадовало по итогам тридцати двух туров чемпионата России?
— Порадовали матчи в первой восьмерке: они прошли в интересной, напряженной борьбе. Не все, конечно, но были встречи с лихо закрученным сюжетом. Мне кажется, лучше стало судейство. Расстроило отвратительное качество большинства наших стадионов. В тех же «Лужниках», на суперсовременном стадионе, до сих пор лежит искусственный газон. Почему? Не могу понять. На том же давно устаревшем «Петровском» футбол более привлекательный потому, что на нем естественное поле.
Второй негативный момент — качество телевизионной картинки. Из многих городов футбол смотреть просто невозможно. Мы живем в 2011 году, а до сих пор вынуждены наблюдать за ходом матча, показанного, образно говоря, с вертолета. Сейчас часто проводятся параллели с английской премьер-лигой. Поверьте, в Англии футбол ненамного качественнее, чем у нас, но его преподнесение, сама картинка несравнимы с российскими реалиями. Это я говорю как болельщик.

— Начинает разворачиваться и другая дискуссия: нет ли смысла резко сократить премьер-лигу, скажем, до двенадцати команд? А то и до десяти. И играть в четыре круга, как в Шотландии. В итоге качество каждого матча повысится в разы! Ваша точка зрения?
— С одной стороны, это, может, и пошло бы премьер-лиге на пользу. Но с другой — не забывайте, какая у нас огромная страна. Футбол во многих регионах просто необходим. Я понимаю, скажем, руководство Том­ской области, которое предлагает «Томи» самой зарабатывать день­ги. Но кто от этого больше всего пострадает?

— Болельщики.
— Правильно. Вот и прикиньте разницу в интересе от просмотра матчей «Томь» — СКА (Хабаровск) или «Томь» — «Спартак» (Москва). Словом, я скорее против сокращения, пусть и в ущерб зрелищности. Да, первая восьмерка интереснее. Но кто будет играть в этом чемпионате?

— Москва, Краснодар и Санкт-Петербург.
— Еще Махачкала. Но это уже будет не чемпионат России.

— В конце сезона принято проводить различные опросы по определению лучших футболистов чемпионата страны. Мой вариант такой: Думбия, Малафеев, Кержаков. А ваш?
— Воронин, Думбия, Широков.

— О Романе Широкове вы еще несколько лет назад говорили: «Мне очень нравится этот футболист». Он по-прежнему прогрессирует?
— Да.

— Вас не удивил его конфликт с петербургскими болельщиками?
— Вы знаете, это как в семье — ну подулись друг на друга два-три дня и забыли. По форме Широков не прав. Нельзя называть дебилами людей, которые прошли с тобой огонь, воду и медные трубы. Я думаю, он это поймет, признает и извинится. Виражу, тем, кто освистывал Широкова в одном матче, надо остановиться. Им тоже нельзя забывать, что они все вместе выигрывали Кубок УЕФА, Суперкубок Европы, Кубок страны и дважды становились чемпионами России. Отдам, кстати, должное их чувству юмора: кричалки «Шайбу! Шайбу!» было слышать очень забавно. Но, повторюсь, на этом надо остановиться. И еще: я сыграл на «Петровском» очень много матчей и абсолютно не согласен с теми, кто говорит, что матч с АПОЭЛом был прерван преднамеренно. Люди просто хотели показать очередное файер-шоу, но так сложилось, что дым пошел в сторону поля. Просто несчастный случай. И никто никогда не докажет мне обратного. Если бы болельщики хотели сорвать матч, я вас уверяю: они бы его сорвали. Если это удалось горстке сербских фанатов, сорвавших игру Сербия — Италия, то питерской торсиде это было бы сделать гораздо проще. Конечно, случившееся помешало прежде всего ритму игры. Но, повторюсь, болельщики поступили непреднамеренно. Ну а если вернуться к теме взаимоотношений виража и Широкова, то хотелось бы пожелать оставить все обиды в прошлом и начать новый год с чистого листа. А Роману, умеющему говорить правду, извиниться. Это будет достойно.

— А как это сделать на практике — через прессу или в личной беседе?
— В твиттере! (Смеется.)

— Совет из уст человека, семь лет назад точно так же назвавшего чиновников из КДК, особенно ценен!
— Так через какое-то время я и извинился перед КДК! Я был прав по смыслу, но никак не по форме. Хотя, кстати, многие действия КДК, в каком бы составе он ни собирался, до сих пор вызывают удивление. Скажем, не понимаю, почему в КХЛ аналогичный орган принимает решения на следующий день, а реакция от КДК следует раз в неделю. В хоккее что, менее занятые люди? Это тоже не идет на пользу популяризации нашего чемпионата. Почему в КХЛ продвигают свой продукт по-другому? Не тот ли это положительный опыт, который мы ищем в Англии и в Испании? Вот он, здесь, у нас рядом!

Пока никто не готов бросить перчатку «Зениту»

— Согласны ли вы с утверждением, что в нынешнем чемпионате России есть «Зенит» и все остальные?
— Я думаю, да. «Зенит» потому и проходит всю дистанцию без спадов, что у него все отлажено. При этом у других команд по ходу сезона возникают проблемы, хотя на каких-то отрезках они выглядят неплохо.

— Если бы летом вам сказали, что «Зенит» не только отыграет у ЦСКА семь очков, но и оторвется на шесть, поверили бы?
— Да, поверил. У ЦСКА не было запаса прочности — ни летом, ни осенью.

— А у кого он есть, этот запас прочности, чтобы бросить перчатку «Зениту»?
— В данный момент — ни у кого. Многое будет зависеть от изменений, которые произойдут в клубах первой восьмерки в эту зиму. Хотя не думаю, что кто-то, кроме «Анжи», сможет реально усилить состав.

— При этом «Зениту» наверняка не стоит выходить на матч с ЦСКА 3 марта с шапкозакидательским настроением, не так ли?
— (Смеется.) Ну наверное! Уверен, что никто и не собирается так думать.

— Встреча с «Порту» для «Зенита» — это матч года или просто игра, в которой будет решаться конкретная задача?
— Я думаю, и то, и то. Ключевой матч сезона. Конечно, если не случится ничего экстраординарного, «Зенит» и в следующем году попадет в Лигу чемпионов, но не забывайте, что команда станет на год старше. При этом и сейчас в «Зените» есть несколько возрастных футболистов. В общем, именно сейчас у команды есть хороший шанс выйти в плей-офф главного клубного турнира Европы. Через год будет сложнее.

— Самая большая проблема «Зенита», на ваш взгляд?
— Десять дней без игровой практики. Об этом я могу судить по собственному опыту. Сезон закончился, команда уехала готовиться в чужую страну. Тяжело будет ребятам.

— «Зенит» устроит ничья, «Порту» придется атаковать. С другой стороны, выйти в плей-офф хорошо бы с первого места, чтобы получить в соперники не самую сильную команду. А для этого надо побеждать. Как играть?
— Главное — выйти, а играть надо так, как играется. В «Зените» собраны футболисты с серьезным международным опытом, которые наверняка знают, как проводить такие матчи. Понятно, что если попасть на «Реал» или «Барселону», то шансы уменьшатся: эти две команды стоят особняком. Но сначала надо решить первостепенную задачу.

— Турнирная таблица в нашей группе выглядит справедливо: АПОЭЛ — первый, «Шахтер» — последний?
— Да. Если киприоты не потерпели в Лиге чемпионов ни одного поражения, то они закономерно возглавляют турнирную таблицу.

— Как у болельщика, у вас есть оптимизм перед этой игрой?
— Да. Но все обстоятельства, которые я перечислил, «Зениту» не на руку. Сейчас не самый лучший момент для ключевого матча.

— Что скажете о жеребьевке чемпионата Европы? Многие называют жребий, выпавший сборной России, фартовым.
— Так и есть.

— Нет ли подводных камней? Скажем, мы пересекаемся в плей-офф, причем вплоть до полуфинала, с «группой смерти», в которой собраны Голландия, Дания, Германия и Португалия?
— Задачи надо решать постепенно. Главное — вообще дожить до чемпионата Европы. Все равно все четвертьфинальные пары будут очень сильными. Ну а с теми же голландцами мы уже встречались четыре года назад, и ничего!

— Все-таки давайте попробуем найти хоть какие-то минусы. Играем в Польше, например. Проблема?
— Нет, а какая разница?

— Хорошо. Играем в первый день турнира. Есть какая-то сложность?
— Нет. Все матчи будут проходить под пристальным вниманием болельщиков независимо от дат, места и времени.

— А начинать с чехами — положительный момент или отрицательный?
— Без разницы. Вот участвовать в матче открытия с поляками было бы неприятно. Хотя по большому счету из этой группы надо выходить при любых раскладах. Будем объективны: другие группы по составу сильнее. На мой взгляд, выделяется группа С с Италией и Испанией.

— Тимощук был в шоке, узнав, что Украине достались Франция и Англия.
— Да, знаю. Я с ним разговаривали (улыбается). Конечно, ему хотелось получить соперников послабее, но что поделать — придется теперь играть с этими.

— Но так, судя по всему, чемпионат будет очень интересным…
— Любой чемпионат Европы интересен!

— Не планируете съездить поболеть за россиян?
— Пока даже не знаю. Может быть. Хотя, повторюсь, главное — дожить! (Смеется.)