Власть получила мирный ультиматум

Власть получила мирный ультиматум

\ \ Тысячи петербуржцев пришли в субботу на Пионерскую площадь на митинг против итогов выборов 4 декабря. Такой массовости участников на протестном мероприятии Северная столица не видела

\ \

Тысячи петербуржцев пришли в субботу на Пионерскую площадь на митинг против итогов выборов 4 декабря. Такой массовости участников на протестном мероприятии Северная столица не видела давно — только по официальным данным собралось 7 тысяч человек. Мирный настрой митингующих и грамотное поведение правоохранительных органов позволили избежать серьезных эксцессов.

В ночь на субботу, 10 декабря, Петербург засыпал если не в страхе, то в серьезном напряжении. Намеченная на выходной день массовая акция протеста заставила понервничать и городские власти, и правоохранительные органы. В головы государственных служащих стали приходить здравые решения. Во-первых, вечером в пятницу в срочном порядке была согласована акция на Пионерской площади. Мероприятие разрешили даже с формальным нарушением закона, согласно которому уведомление должно подаваться не позднее, чем за три дня. Как рассказала «Фонтанке» лидер петербургского ОГФ Ольга Курносова, заявку в Смольный о проведении акции против фальсификации выборов на Пионерской площади она подала 9 декабря около 18.30. Уже через час чиновники дали свое согласие.

К 14 часам 10 декабря участники акции стали подтягиваться к станции метро «Площадь Восстания», к месту, где изначально задумывалось проведение несанкционированного митинга. Здесь их встречала все та же Ольга Курносова с мегафоном в руках и настойчиво уговаривала дружной и организованной колонной проследовать по Невскому, а затем по Владимирскому проспектам к Пионерской площади. К счастью, горожане были благоразумны, небольшими группами по 50 - 80 человек они переходили по зеленому сигналу светофора на другую сторону Невского и двигались в сторону Пионерской площади. Шествию не препятствовали сотрудники патрульно-постовой службы, напротив, как только перед метро скапливалось 200 - 300 человек, стражи правопорядка в мегафон призывали организованно идти на место разрешенной акции.

Поначалу люди уходили от площади Восстания неохотно, бессмысленно топчась на месте. У большинства в руках и на одежде были белые ленты, на которых написано «наХ-наХ» и указано «Я ставлю крест на воровской власти. Я перечеркиваю бюллетень против всех партий». На близлежащих улицах корреспонденты «Фонтанки» заметили большое скопление техники ОМОН и ППС. Над площадью барражировал полицейский вертолет Ка-226. Автомобилисты на Невском проспекте выражали свое одобрение происходящего сигналами. На одной из машин был прикреплен плакат, направленный против «партии большинства».

Несмотря на то, что руководство по отправке пришедших к Пионерской площади взяла на себя Ольга Курносова, а затем эстафетную палочку переняла представитель партии «Яблоко» Наталья Евдокимова, участников нельзя было назвать политически ангажированными. Это были мирные горожане, которые беспрекословно выполняли требования и просьбы полицейских об освобождении проезжей части. К Пионерской площади, также по просьбе стражей порядка, шли спокойно, без лозунгов и транспарантов. Но без провокаторов не обошлось. По пути к Пионерской объединенная группа (корреспонденты «Фонтанки» узнали среди них представителей ДПНИ и «Другой России») попыталась скандировать националистические лозунги. Некоторые даже развернули черные флаги. Другие предприняли попытку вывести людей на проезжую часть. Мирных горожан полицейские чуть ли не нежно оттеснили обратно на тротуар. Провокаторов же жестко скрутили и доставили в отделы полиции. Всего, по данным ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти, по дороге к Пионерской площади было задержано 7 человек.

Смольный, давая разрешение на акцию против нечестных выборов, рассчитывал, что придет не больше трех тысяч человек. В 15.30 на Пионерской собралось в три раза больше. По данным ГУ МВД, участников было около 7 тысяч, однако считали только тех, кто находился непосредственно внутри оцепления. Еще около 3 тысяч горожан стояли за кордоном, рассредоточившись по периметру и на противоположной стороне Загородного проспекта, наблюдали за происходящим. В центре возле памятника Грибоедову расположилась группа людей с флагами, в том числе имперскими, с изображением Че Гевары, были видны полотнища партии «Яблоко», «Другой России», «Солидарности», а также транспарант «Требуем честных и свободных выборов». Вначале выступила лидер петербургского ОГФ Ольга Курносова. Она начала свою речь с лозунга «Ваши выборы — фарс» и сообщила собравшимся, что с аналогичными мероприятиями уже выступил Владивосток в количестве 1,5 тысячи человек, Москва митингует 30 тысячами участников.

«Мы собрались для того, чтобы сказать, что не дадим украсть наши голоса, - заявила многотысячной толпе Курносова. - Мы не прекратим нашу борьбу, мы добьемся того, чтобы итоги этих выборов были признаны незаконными. Мы требуем изменения избирательного закона. Мы требуем восстановления одномандатных избирательных округов. Мы требуем регистрации всех политических партий». «Мы добьемся отмены выборов. Мы их не признаем. Сегодняшний митинг — это первый шаг на очень трудном пути, - подхватил тему бывший депутат Сергей Гуляев. - К сожалению, ни после нашего многотысячного митинга в Петербурге, ни после многодесятитысячного митинга в Москве, на Болотной площади, ничего не сдвинется. Эти действия должны продолжаться до выборов 4 марта, до тех пор, пока мы не добьемся отмены этих не выборов, а фарса, который прошел 4 декабря».

Более конкретно из ораторов высказался только лидер «Другой России» Андрей Дмитриев. Он предложил собравшимся дать власти срок одуматься. «Мы даем 8 дней для отмены результатов выборов. Если вы этого не сделаете, то в следующее воскресенье придет не 10 тысяч человек, а 100 тысяч, и вам придется плохо». Митингующие поддержали ультиматум одобрительным гулом, и далее выступающие уже вовсю использовали эту идею в своих речах. Станислав Бусыгин (Народно-трудовой союз) предложил вариант борьбы с чиновниками через организацию на местах ячеек гражданского сообщества. Писателя Виктора Шендеровича попыталась освистать незначительная часть митингующих, он отреагировал спокойно: «Им просто не нравится моя национальность», в ответ на это горожане зааплодировали, выражая тем самым свою поддержку Шендеровичу. Общественный деятель продекламировал стихотворение Булата Окуджавы, сказал свое «фи» выборам и покинул сцену.

Его место занял музыкальный критик Артемий Троицкий. «Привет, грызуны! - сказал он. - Привет вам, питерские «хорьки», от московских «хомячков». Он обратился к известным петербургским деятелям культуры, таким как БГ, Юрий Шевчук, Михаил Пиотровский. Музыкантов он призвал не ограничивать территорию своих концертов и, зная о том, как их мнение важно для петербуржцев, присоединиться к протестной волне. Осудил прошедшие выборы и историк и телеведущий Лев Лурье. Лидеру петербургского «Яблока» Максиму Резнику слова не дали. Судя по всему, организаторы обиделись на него за то, что накануне он назвал оппозиционеров «попами гапонами» за то, что они собирают людей заведомо под дубинки полицейских. Митинг самого Резника у Казанского собора собрал не больше 50 человек, которые, подарив друг другу белые хризантемы, разошлись.

Около 17.00 Ольга Курносова заявила об окончании митинга и призвала собравшихся спокойно расходиться, направляться в сторону станций метро. Полиция перекрыла движение машин по Загородному проспекту от «Пушкинской» в сторону центра для того, чтобы участники акции протеста спокойно, без давки, разошлись и дошли до метро. Как только народ начал расходиться, на сцену выскочил представитель «Другой России», который призвал устроить шествие до Законодательного собрания и там озвучить резолюцию митинга. Однако горожане не поддались на провокацию, а продолжили свой путь по домам. Тогда кто-то зажег дымовую шашку, но и в плотному дыму люди спокойно покидали площадь. Первым задержанным оказался нетрезвый парень, которого под руки полицейские увели в свой «Форд Транзит». Несколько парней попытались устроить по этому поводу бучу, упрекая полицию в незаконных действиях. Корреспондент «Фонтанки» своими глазами видел — задержанный был в невменяемом состоянии и пытался выкинуть свою бутылку пива, но стражи порядка не дали ему избавиться от доказательства.

Минут через 40 сотрудники правопорядка сняли оцепление, которым была окружена площадь все это время. Основная масса митинговавших покинула место митинга, но в центре Пионерской осталась группа распевающих песни под аккордеон. Поначалу стражи порядка не обращали на это внимание, но когда в окрестностях остались только эти около сотни человек, прозвучали призывы разойтись, так как разрешенное мероприятие завершилось и дальнейшее скопление народа — незаконно. Горожане игнорировали это обращение, и тут произошло неожиданное. Вместо того, чтобы силами ОМОН и ППС жестко задержать тех, кто не понимает русского языка, стражи порядка цепью прошлись по площади, мягко вынуждая их уйти. По Пионерской поехала уборочная техника, которая разогнала последних непонятливых.

Работа правоохранительных органов вызвала удивление у видавших многое журналистов. Стражи порядка были вежливы, если не сказать приветливы. Их действия по обеспечению безопасности и правопорядка были грамотными, четкими и слаженными. Очевидно, что заранее были продуманы и маршруты людских колонн, идущих от площади Восстания на Пионерскую, и обеспечен свободный (и в то же время исключающий давку) проход во время мероприятия. Также ГУ МВД учло печальный опыт марша несогласных в 2007 году: станция метро «Пушкинская» была открыта, горожанам дали спокойно уйти. Правда, 4 года назад, в апреле, на Пионерской площади собралось всего 1,5 тысячи человек. Если быть честными, то семитысячная толпа, удайся провокация националистов, попросту смела бы на своем пути блюстителей порядка. И не помогли бы ни приданные силы ОМОН из других регионов, ни заранее приготовленный водомет, ни 15 грузовиков с солдатами ВВ МВД (из так называемой «дикой дивизии»), притаившихся в резерве на Бородинской улице.

То, что все прошло цивилизованно, несомненно, плюс. Минус в том, что оппозиция не воспользовалась реальным шансом, чтобы во всеуслышание заявить хоть какие-то обстоятельные требования, которые позволили бы расширить рамки общения с властью. Получилось все как всегда – поговорили и разошлись. Хорошо, что мирно.

Юлия Никитина, «Фонтанка.ру»

\

Фото Михаила Огнева