Экс полузащитник «Зенита» Александр Спивак: «Теперь я селекционер»

Экс полузащитник «Зенита» Александр Спивак: «Теперь я селекционер»

Начало января в СКК «Петербургский» традиционно дарит встречи с известными людьми из мира футбола. Ведь посмотреть за молодежью на Мемориал Гранаткина приезжают не только ветераны с

Начало января в СКК «Петербургский» традиционно дарит встречи с известными людьми из мира футбола. Ведь посмотреть за молодежью на Мемориал Гранаткина приезжают не только ветераны с тренерами всех мастей и возрастов, но и селекционеры с агентами. Александр Спивак в дни матчей турнира был особенно внимательным зрителем — так, например, в Рождество он посмотрел абсолютно все матчи от начала до конца.

Хотя начался наш разговор в кулуарах СКК не с футбола, а с поздравлений — 6 января Спиваку исполнилось 37 лет.

В один день с Лобановским

— Теперь, после окончания карьеры, хоть появилась возможность нормально отмечать день рождения, — улыбается Александр. — Ведь пока был действующим футболистом, частенько уже 3–4 января отправлялся на сборы, и 6-е число проходило в рабочем режиме, там уже не до отмечаний было.

— Отыгрываетесь за те времена, значит?
— Приятно, что сейчас есть возможность посидеть в компании родных, пригласить друзей, хорошо пообщаться.

— В детстве, наверное, тоже трудно собрать друзей на день рождения? Мало того что каникулы, так еще в эти дни все, как правило, отходят от новогодних праздников.
— Признаюсь, уже и не помню, как отмечал в детстве и юности. Но в любом случае по этому поводу не переживал — я рад, что родился 6 января. Тем более в один день с Валерием Васильевичем Лобановским.

Просматриваю игроков всех амплуа

— Перейдем к турниру. Какие команды из тех, что видели, произвели особое впечатление?
— Мне очень понравилась сборная Турции. Практически все ее игроки очень техничны, вся команда действует компактно и тактически грамотно, свободных зон не оставляют, в любой момент каждый готов подстраховать партнера. Причем особенно выделяется у турков Ниаз Редьен, игрок 1995 года рождения, то есть младше своих партнеров.

— Кстати, в каком качестве вы просматриваете матчи турнира?
— В качестве селекционера. У меня задача увидеть игроков, которые потенциально могут быть интересны зенитовской академии или молодежной команде.

— Следите за всеми подряд или за футболистами определенного амплуа?
— Разделения на амплуа нет, могу отметить любого, кто меня заинтересует.

— Под чьим руководством работаете?
— Мой непосредственный начальник — глава селекционного отдела «Зенита» Владимир Боровичка. О приглянувшихся мне мальчишках я сообщаю ему, и потом мы уже вместе обсуждаем их перспективы.

Есть какая-то конкретная специфика в наблюдении за молодыми игроками?
— Нет, каких-то специальных постулатов, которых надо придерживаться, не существует. Здесь отдается предпочтение творческому подходу, и я доверяю своему глазу и пониманию футбола.

Рано на высоком уровне могут играть не только нападающие

— А вообще возможно увидеть будущую звезду в 17-летнем игроке?
— В целом — возможно. Но надо ведь учитывать, что в этом возрасте ребята еще развиваются, к тому же темпы развития тоже у всех могут быть разными. Поэтому, если мальчишка в 17 лет не может похвастаться качествами, которые бы его явно выделяли, это совершенно не значит, что через год-два у него они не появятся. Так что строго судить о перспективах столь юных игроков тоже не стоит.

— А игрокам каких амплуа проще заявить о себе как можно раньше на взрослом уровне?
— Считаю, здесь вообще неправильно говорить, что кому-то может быть проще. Для того чтобы на тебя обратили внимание, надо независимо от амплуа выделяться на фоне сверстников и убеждать, что способен соответствовать уровню профессиональной команды.

— Но ведь в более раннем возрасте чаще начинают играть на профессиональном уровне нападающие и полузащитники, чем защитники с вратарями. И это объективно.
— Обратных примеров тоже достаточно. Так что я не вижу здесь тенденции, которая бы имела обоснование.

Зачем тренеру убивать в себе игрока?

— Вам эта работа по душе?
— В большей степени мне по душе все-таки тренировать. Но и работа селекционером тоже полезна на данном этапе, и уверен, что данный опыт обязательно пригодится.

Согласны с постулатом, что тренер должен убить в себе игрока?
— Не понимаю, почему вообще должен стоять вопрос, что в себе надо что-то убивать или подавлять. Ведь время активных выступлений позволяет обогатиться огромным опытом! Считаю, его можно и нужно использовать в тренерской деятельности. Задача начинающего наставника — понять, каким образом и что именно.

— Громкое имя футболиста помогло, когда вы пришли работать в академию?
— Возможно, лишь в том, что мальчишки помнят меня игроком «Зенита», из-за чего изначально относились предельно уважительно. Но вряд ли имя может помочь добиться успеха в этой профессии. В любом случае надо всего добиваться самому — терпением, учебой, способностью найти собственный стиль.

Мне было комфортно на любой позиции

— Вспомним вашу карьеру. На какой позиции чувствовали себя особенно комфортно?
— За полтора десятка лет я поиграл и в нападении, и под нападающими, и на обоих флангах. И могу точно сказать: на всех позициях мне было комфортно и я чувствовал, что могу быть полезен команде.

— Спрошу по-другому: в каком амплуа ваши способности реализовались в большей степени?
— Наверное, все-таки на флангах полузащиты, ведь именно там я провел больше всего матчей.

— При том что вы правша, левая нога у вас была ничем не хуже. Так, по крайней мере, казалось со стороны. Откройте секрет вашей «двуногости»...
— А секрета никакого и нет. Просто у меня не было выбора — в 17 лет поставили на левый фланг, и, чтобы закрепиться в команде, я должен был уметь играть левой ногой.

— Очевидно, что владение обеими ногами способствует универсализму, а значит, и востребованности игрока. Что посоветуете начинающим футболистам, чтобы уверенно владеть «неродной» ногой?
— Все просто — на тренировках уделять время отработке ударов, передач да и просто ведению мяча слабейшей ногой. И конечно же, закреплять это в играх, помня, что хорошее владение обеими ногами позволяет иногда выиграть доли секунды и переиграть соперника в моментах, которые могут стать решающими.

— Вы себе устраивали специальные тренировки по улучшению работы левой ногой?
— Специальные — нет, никогда. Просто, когда дополнительно тренировал штрафные или подачи с ударами, старался это делать одинаково обеими ногами. Хотя надо все же признать, что по силе правая нога у меня имеет преимущество.

Состав «Зенита» и так силен

— Напоследок перейдем к грядущему противостоянию «Зенита» с «Бенфикой». Есть в нем фаворит?
— Изначально предпочтение никому нельзя отдать. И «Зенит», и его соперник имеют достаточно козырей, чтобы выйти в следующий раунд. Это лишний раз убеждает в том, что матчи получатся очень интересными.

— До первой игры чуть больше месяца, но новичков у «Зенита» пока так и не появилось. Это беспокоит?
— Ничуть. Уверен, что и в этом составе «Зенит» имеет хорошие перспективы в Лиге чемпионов. В команде 20 игроков высокого уровня, это позволяет и ротацию проводить, и при необходимости менять рисунок игры.

— И все-таки есть ли позиции, требующие усиления?
— Возможно, и есть. Но Спаллетти виднее.