Сохранение центра: сначала сделаем, потом посмотрим

Сохранение центра: сначала сделаем, потом посмотрим

Программа под названием «Сохранение исторического центра Санкт-Петербурга на 2013-2018 годы», о которой власти Петербурга много говорят, но которую никто из петербуржцев еще не видел, ориентировочно

Программа под названием «Сохранение исторического центра Санкт-Петербурга на 2013-2018 годы», о которой власти Петербурга много говорят, но которую никто из петербуржцев еще не видел, ориентировочно будет завершена в 4 квартале. Сейчас, как выяснила «Фонтанка», этот документ готов начерно - полностью проработан только один раздел, посвященный мостам и набережным. Но и черновые проработки уже вызывают у экспертов вопросы — и технологические, и финансовые, и юридические.

Программа «Сохранение исторического центра Санкт-Петербурга на 2013-2018 годы» появилась на сайте комитета экономического развития, промышленной политики и торговли после того, как «Фонтанка» опубликовала интервью с председателем петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александром Марголисом. Причем в самом комитете не отрицают, что документ хронологически был опубликован именно после слов Марголиса о том, что никто из экспертов не видел этой программы «в глаза».

«Мы не хотели ничего публиковать раньше времени, а думали подождать до того момента, когда появится что-то конкретное, - объяснили в КЭРППиТе. - Но теперь решили разместить на портале хотя бы общую часть». В комитете просят не считать опубликованный материал «истиной в последней инстанции» и поясняют, что программа еще будет корректироваться — после уточнения многих количественных показателей.

Здесь сохраняем, здесь само развалится

Под историческим центром, который будут сохранять и развивать, авторы программы подразумевают объединенную охранную зону и (ОЗ) и зону регулирования застройки-1 (ЗРЗ-1) в соответствии с Генпланом 2007 года. За рамками остаются значительные части Васильевского острова и Петроградской стороны, часть Выборгской стороны, пригороды, пока еще уцелевшая историческая застройка Крестовского острова, кварталы Нарвской заставы, значительная часть Адмиралтейского района. В КЭРППиТе пояснили, что эти границы определил Управляющий комитет, в который входят 3 вице-губернатора (Игорь Метельский, Сергей Вязалов и Сергей Козырев), а также главы профильных комитетов (КУГИ, КГИОП, КГА, жилком и стройком).

«Не надо искать подводных камней, - прокомментировал «Фонтанке» логику городских властей член Совета по культурному наследию Алексей Ковалев. - Дело в том, что откорректированные границы Петербурга как объекта культурного наследия ЮНЕСКО еще не утверждены, поэтому разработчики опирались на те границы, которые у них были». «И слава Богу, - добавил эксперт. - Что они не ограничились только охранной зоной, а добавили к ней ЗРЗ-1!».

Для будущего сохранения и развития выделены 7 кварталов в Адмиралтейском и Центральном районах, два из них — прилегающий к Марсову полю и прилегающий к Новой Голландии — назначены пилотными. Как уже писала «Фонтанка» , в мае КЭРППиТ объявил конкурс на разработку мастер-планов по развитию этих территорий. «Эти кварталы были выбраны потому , что на них присутствуют стратегические инвесторы, - пояснил зампредседателя петербургского отделения ВООПИК Александр Кононов, принимавший участие в обсуждении итогов конкурса. Напомним, Марсово поле и Конюшенная площадь находятся в сфере интересов бизнесменов братьев Зингаревичей, Новая Голландия — Романа Абрамовича.

Однако, как пояснил первый заместитель генерального директора НИПЦ Генплана Юрий Бакей, тоже участвовавший в обсуждении результатов освоения Марсова поля и Новой Голландии, по итогам выяснилось, что сравнивать представленные работы между собой нельзя — на решение слишком разных задач они оказались нацелены. В результате техническое задание было доработано (собрание прошло 21 июня), и к 3 сентября архитекторы должны представить новые варианты. Еще один участник обсуждения, архитектор Рафаэль Даянов, добавил, что рассматривать представленные работы как будущие проекты — ни в коей мере неправильно, это был всего лишь своеобразный мозговой штурм на тему «а что можно вообще сделать с территорией».

Остальные 5 кварталов, попавшие в список приоритетных, крупными стратегическими инвесторами похвастаться не могут. Их выбрали по другим параметрам — как сказано на сайте КЭРППиТа, на основе экспертных оценок количества объектов культурного наследия, изношенных зданий и домов, не прошедших капремонт, количеству коммуналок, жилых домов, лишенных горячего водоснабжения или ванных. Однако никаких цифр, с помощью которых можно было бы оценить выбор, не приведено. Как пояснили «Фонтанке» в комитете, сейчас все предоставленные жилищным комитетом и районными администрациями данные сводятся воедино и вносятся в Региональную геоинформационную систему (РГИС).

На сегодня, насколько удалось выяснить «Фонтанке», полнее всего разработан раздел «Мосты и набережные» - по нему даже сосчитаны все необходимые финансовые затраты. Всего на реконструкцию мостов и набережных исторического центра потребуется, по расчетам авторов, 16 миллиардов 188 миллионов 200 тысяч рублей — поровну на обе категории объектов. За эти деньги предполагается до 2016 года ликвидировать аварийное состояние на 9 мостах — реконструировать Дворцовый, Тучков и 2-й Елагин мосты, капитально отремонтировать Синий, 1-й Елагин, Зеленый, Банковский. Аларчин и 1-й Каменноостровский мосты.

До 2018 года должны быть выполнены работы по устранению предаварийной ситуации на объектах культурного наследия. Капитальному ремонту подвергнутся Храповицкий и Прачечный мосты, мост Ломоносова, а также — Старо-Калинкин, Большой Конюшенный, Поцелуев, Каменный, Верхний Лебяжий, Эрмитажный. 1-й Зимний и 1-й Инженерный мосты. Всего на эту часть потребуется 7 миллиардов 291 миллион 900 тысяч рублей.

Кроме того, в 2013 году будет реконструирована набережная Каменного острова, капитально отремонтированы набережная канала Грибоедова от Львиного моста до Малой Подьяческой, стенка Большеохтинской набережной от Херсонского проезда до пирса у Большеохтинского моста, стенка набережной левого берега канала Грибоедова от Ново-Никольского моста до дома № 114, а также набережная канала Грибоедова от Харламова моста до дома № 114. Всего на эти работы в следующем году потребуется 1 миллиард 740 миллионов 100 тысяч рублей.

В дальнейшем планируется отремонтировать набережные Фонтанки, канала Грибоедова, Мойки - в районе Поцелуева моста, выше Конюшенного моста (исключительно левый берег) и в районе Матвеевского моста), набережную Стрелки Васильевского острова, Университетскую набережную - напротив дома 15, напротив Академии художеств и в створе 4-й линии, набережной лейтенанта Шмидта — напротив дома 5-9, напротив дома 17 и от спуска 15-й линии до 20-й лини, а также Арсенальной набережной ниже по течению от Арсенальной улицы. Всего на этот раздел программы потребуется выделить до 2018 года 7 миллиардов 444 миллиона рублей (с учетом денег, выделенных в 2013 году).

Остальные части программы сохранения города — реконструкция исторических кварталов, благоустройство и озеленение, реконструкция инженерного обеспечения и повышение туристической привлекательности города пока детально не разработаны. Нет до сих пор и точных данных о том, в каком состоянии находятся здания исторического центра и в каких мерах по сохранению они нуждаются — эти сведения еще только предстоит внести в РГИС.

Набор экспертов

Предполагается, что программа сохранения исторического центра пройдет самое широкое экспертное обсуждение. «Фонтанка» располагает списком экспертов. Так, группа экспертов по реконструкции кварталов исторического центра поражает своим пестрым составом. Руководит ею Рафаэль Даянов — правда, как сообщил «Фонтанке» сам архитектор, он принимал участие только в обсуждении работ, представленных на конкурс мастер-планов. Назван как эксперт и Юрий Бакей, обсуждавший, правда, не только мастер-планы, но и корректировавший техзадание на конкурс. Точно в таком же качестве привлекали к работе и Александра Кононова.

Однако перечисленные в составе группы Александр Марголис, эксперт совета по сохранению культурного наследия Борис Кириков, глава НИИ «Спецпроектреставрация» Владимир Фомин не только не участвовали в обсуждениях даже отдельных разделов программы, но вообще не осведомлены о том, что они числятся в программе какими бы то ни было экспертами. Любопытно, что кроме специалистов в области сохранения культурного наследия «проверять программу на прочность» будут зампредседателя жилищного комитета Игорь Кокорев, главный архитектор «ЛенЖилНИИпроект» Ксения Шарлыгина, старший юрист DLA Piper Ольга Мищенко, а также техдиректор «КБ ВИПС» Кшиштоф Поморски, генеральный директор IBI Invest Микко Седерлунд и гендиректор «ЮИТ СПб» Михаил Возиянов. Входит в группу и депутат ЗакС Сергей Шатуновский, сын экс-депутата Владимира Гольмана, известного лоббиста интересов строительной отрасли.

Для председателя петербургского отделения Международ́ного совета́ по сохране́нию па́мятников и достопримеча́тельных мест (ICOMOS) Сергея Горбатенко, с которым в первую очередь и должны обсуждаться все проекты по реконструкции исторического центра, места в группе не нашлось. Зато его фамилия имеется в другом списке — среди тех, кто должен обсуждать проблемы озеленения и благоустройства центра города. Дискутировать эксперту предстоит с кандидатом биологических наук, замначальника отдела «Военмеха» Татьяной Дорофеевой, специалистами Лесотехнической академии, а также Академии художеств, озеленителями из НПО «Ранд», авторами реконструкции Летнего сада и начальником управления ландшафтной архитектуры КГА Ларисой Канунниковой.

Но, безусловно, наиболее интересен состав группы экспертов по повышению туристической привлекательности Петербурга. Возглавляет ее депутат ЗакС от КПРФ Игорь Коровин, известный в Петербурге своим клубно-музейным бизнесом. В частности, им были созданы сигарный клуб «Лошадиная сила» и музей ретро-автомобилей на Конюшенной площади. Компанию ему составляют представители гостиничного бизнеса, заместитель директора Русского музея по строительству и реконструкции Владимир Баженов, замдиректора Высшей школы экономики Валерий Гордин, вице-президент Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев и замдиректора института культурных программ Ирина Кизилова. Городская власть представлена Борисом Илларионовым, первым замом главы комитета по культуре.

В КЭРППиТе, который официально назван координатором разработки программы сохранения исторического центра, сообщить, по каким критериям привлекали экспертов, не смогли — их формировали профильные комитеты, отвечающие за свои разделы: комитет по строительству — за реконструкцию исторических кварталов, комитет по благоустройству — за озеленение, а комитет по инвестициям и стратегическим проектам — за повышение туристической привлекательности. Зато пояснили, по какой причине многие из включенных в группы, еще не осведомлены о своей почетной задаче — оказывается, они должны были принимать участие в обсуждениях разделов во время круглых столов, но обсуждать пока нечего. Поэтому дискуссия, в которой программу можно будет критиковать и вносить свои корректировки, состоится позже — ориентировочно это произойдет в сентябре.

Не удалось выяснить и то, каким образом в составе экспертных групп оказались депутаты ЗакСа. Игорь Коровин входит в состав двух комиссий — по экологии и природопользованию и по социальной политике, но ни одна из них не имеет никакого отношения к туризму. Сергей Шатуновский — зампредседателя комиссии по промышленности и собственности, а также входит в состав комиссии по устройству государственной власти и местному самоуправлению. Какое отношение его деятельность имеет к проблемам сохранения исторических кварталов, остается загадкой.

Вдобавок, как сообщил «Фонтанке» депутат ЗакСа Борис Вишневский, зампредседателя комиссии по городскому хозяйству, для депутатов ЗакС существует строгая процедура делегирования в составы экспертных советов и комиссий. «И ни одного депутата Законодательное собрание не направляло в экспертные группы по программе «Сохранение исторического центра Санкт-Петербурга», - отметил он. - Поэтому мне непонятно, каким образом эти представители парламента оказались среди экспертов».

Дозвониться до Коровина и Шатуновского, чтоб получить разъяснения у них, «Фонтанке» не удалось.

Жителей ненадолго выселят, а потом обратно заселят

В черновом варианте проект выглядит вполне оптимистично — исторический центр расселяется поквартально. Жителей переселяют в маневренный фонд, дома капитально ремонтируют, перекладывают и полностью заменяют инженерные сети, пришедшие в негодность, затем заселяют обратно. Правда, с учетом одной тонкости — коммунальные квартиры превращаются в капитальные, предусмотрено и увеличение квадратных метров жилой площади за счет реконструкции зданий. Поэтому те, кому не досталось места в центре, будут переселены куда-то еще. При этом в документе отмечено, что «порядок решения имущественно-правовых вопросов с собственниками помещений в случае невозможности сохранения параметров помещений в процессе ремонта» в законодательстве «не определен».

«Мне не совсем понятно, как с позиций действующего Жилищного кодекса власти намерены изымать жилье, - отметил старший юрист практики по земельному праву, недвижимости и строительству «Пепеляев групп» Юрий Халимовский. - Видимо, это придется делать «в ручном режиме» - по каждому дому отдельно. И, если с теми, кто проживает в квартирах по социальному найму, удастся договориться относительно легко, то каждый собственник — особенно комнаты в коммуналке — будет максимально затягивать переговоры, стремясь получить как можно большую компенсацию. Поэтому не исключено, что двигаться эта программа будет очень медленно».

Настораживает юриста и еще одно обстоятельство: «Если квартира в результате капремонта поменяет характеристики помещений, непонятно, что делать с исчезнувшими метрами (например, за счет утолщения стены, или, наоборот, появившимися в результате перепланировки коммуналки). Никаких юридических оснований требовать с собственника платы за новые метры нет, поэтому доплачивать он не обязан». Кроме того, потребуется заключать и отдельные соглашения о переселении граждан в маневренный фонд — пока законодательство такой возможности не предусматривает.

Существует и еще одно препятствие, которое пока не рассматривают городские власти: в центре (особенно в Центральном районе) много жилых подъездов, но используемых для бизнеса, например, для размещения отелей. Собственники будут заинтересованы в том, чтобы получить отремонтированную площадь и при этом не потерять прибыль от бизнеса. Придется решать городу и вопрос с нежилыми помещениями, которые сейчас сдаются в аренду.

Кира Обухова, «Фонтанка.ру»

http://topspb.tv/news/news9208/