Порт Усть-Луга поставили к стенке

Порт Усть-Луга поставили к стенке

\ \ \ \ \ \ \

\ \ \ \ \ \ \ \ \ \

Остановлен главный портовый сервис Усть-Луги - бункеровка танкеров. Перед G20 престиж структуры Большого порта Петербурга под угрозой: поставки топлива сорваны, в зоне риска репутация знатных инвесторов — Якунина, Тимченко. Причина в недавнем указании ФТС России, запрещающем перевалку нефтепродуктов на рейде. В борьбе за единообразие ведомство не учло, что терминалы Усть-Луги не могут заправлять транспорт у причальных стенок. Раздражен даже Сечин. 31 августа ситуацию довели до президента. Однако одному трейдеру все же повезло.\

\

Уже неделю в крупных портах России поставщики судового топлива борются с недавним указанием Федеральной таможенной службы. Болезненней всего это распоряжение сказалось на привлекательности порта Усть-Луга и бизнесе бункеровочных компаний Петербурга. С 23 августа этого года зарубежным грузовым судам, заходящим в эту точку назначения, запрещена дозаправка топливом.\

\

Энергетическое однообразие\

\

Все началось 22 августа этого года, когда руководитель структурного подразделения Федеральной таможенной службы РФ - Центральной энергетической таможни Павел Стрельников разослал своим подчиненным телетайпограмму. «В целях обеспечения единообразного применения таможенного законодательства РФ … при проведении таможенного контроля совершать таможенные операции в отношении товаров, декларируемых в товарных позициях 27 группы внешнеэкономической деятельности (27 группа — нефтепродукты. — Прим. ред.), в качестве припасов, у причальных стенок...» - указано в документе. Из чего следует запрет бункеровки судов на рейде.\

\

Таким образом, с 23 августа дозаправка крупных грузовых судов, заходящих в порты Мурманска, Петербурга, Новороссийска, Владивостока, может вестись только от причалов.\

\

Фамильная репутация\

\

Навряд ли таможенная служба издала этот приказ, зная о ситуации в важнейшей составляющей Большого порта Петербурга - порту Усть-Луга. Здесь расположены мощные нефтеналивные терминалы крупнейших российских компаний - ОАО «Роснефтебункер», ООО «Новатек — Усть-Луга» и ООО «Сибур — Портэнерго», однако у них технологическое оборудование для бункеровочных операций предусмотрено лишь в проектной документации. В связи с этим исторически заправка судов до 23 августа 2013 года осуществлялась на рейдовой стоянке (специально выделенной части акватории).\

\

В результате распоряжения Стрельникова бункеровка судов в порту Усть-Луга прекратилась вовсе.\

\

Это повлияло не только на возможные аварийные остановки танкеров в открытом море, подавляющее число которых ходит под иностранными флагами, и срыв сделок по контрактам, но и на репутацию самого порта Усть-Луга. А за репутацией, как известно, стоят важные фамилии: глава РЖД Владимир Якунин, совладелец компаний «Сибур», «Новатэк», Gunvor Геннадий Тимченко и десяток аналогичных по финансовому и политическому весу персон. Также 20,99 процента ОАО «Компания «Усть-Луга» принадлежит правительству Ленинградской области.\

\

Кроме того, в мире бункеровочного бизнеса среди участников рынка работают не только такие петербургские предприятия, как Балтийская бункерная компания, «Невский мазут», Балтийская топливная компания, но и трейдеры, аффилированные к глобальным корпорациям - «РН-Бункер», «Газпромнефть Марин Бункер», «Лукойл-бункер». По оценкам экспертов, с которыми удалось поговорить «Фонтанке», в общей сложности это примерно пять тысяч рабочих мест, а общая капитализация рынка составляет десятки миллиардов долларов.\

\

Таможенное разъяснение\

\

Также перед G20 появляются еще и имиджевые раздражения. После 23 августа несколько иностранных судов уже были вынуждены покинуть порт без дозаправки. В том числе это коснулось мощнейшего по тоннажу норвежского судна Erviken, которое 31 августа убыло в Прибалтику (только эта компания заплатит всевозможные портовые сборы на сумму примерно в 150 тысяч долларов вместо того, чтобы перечислить их Росморпорту).\

\

Как стало известно нашему изданию, на данный момент, равно как и на протяжении прошедшей недели, бункеровочные компании пытались добиться от Федеральной таможенной службы дополнительных разъяснений, указывая на технологическую невозможность заправки непосредственно в порту Усть-Луга. В деловой переписке компаниям ничего не отвечено вовсе, а в бункеровке отказано.\

\

О непонимании между бизнесом и таможней поставлен в известность не только капитан морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» Петр Паринов, на имя которого Российская ассоциация морских и речных бункеровщиков направила обращение, но и заместитель министра транспорта Виктор Олерский, который, по нашим данным, также пытался добиться ответа от руководителя ФТС Андрея Бельянинова.\

\

Инициированная стенограмма\

\

Все же ключевой фигурой в этом противостоянии стал президент «Роснефти» Игорь Сечин, который к тому же раздражен тем, что его дочерняя компания «РН - Бункер» также в списке тех, кто за бортом прибыли.\

\

Скорее, именно он инициировал обращение члена президиума общероссийской общественной организации «ОПОРА России» Виталия Гуменюка к Владимиру Путину в ходе совещания по проблемам Приморского края, состоявшегося во Владивостоке 31 августа.\

\

После чего публично вице-премьер Игорь Сечин (стенограмма выложена на сайт президента России) высказал мнение, что подобные действия Центральной энергетической таможни являются превышением служебных полномочий. Наш собеседник в руководстве Большого порта Санкт-Петербург поделился аналогичным суждением, но уже ссылаясь на соответствующие нормы Таможенного кодекса. С его слов, «указаний на наличие у таможенных органов полномочий по установлению в пределах таможенной зоны конкретных мест для проведения осмотра, права на определение способа осуществления технологических операций, а тем более, указаний совершать это у причала или нет, закон не содержит».\

\

Позицию таможенного ведомства вынужден был разъяснить на совещании при Владимире Путине заместитель главы ФТС Руслан Данилов. Если в документе от 22 августа указывалась мотивировка — единообразие, то Данилов объяснил это решение тем, что отдельные судовладельцы лукавят. И пояснил, что некоторые имитируют погрузку/разгрузку для того, чтобы наполнить баки беспошлинным топливом, после чего перепродать его в других иностранных портах.\

\

По мнению бизнесменов, эта версия не выдерживает критики.\

\

- Во-первых, при погрузке/разгрузке необходимо платить портовые сборы, а это в среднем более ста тысяч долларов, во-вторых, у всех танкеров прописан рейс и останавливаться в незапланированном порту возможно только при форс-мажоре, - прокомментировал нам один из генеральных директоров петербургской бункеровочной компании, пожелавший «до разрешения конфликта остаться анонимным».\

\

Конкурентный рейд\

\

Несмотря на то, что бункеровочный бизнес под боем, есть компания, которой все же повезло. ЗАО «Транснефть-Сервис», работающее в Новороссийском и Приморском торговых портах, способно заправлять суда от причалов. Так что случайно, благодаря инициативе ФТС, это предприятие лишилось конкурентов на рейде. Если указание ФТС устоит, то большая часть судов из Усть-Луги начнет заправляться в Приморске. Что касается выгоды, то цена с причала в Приморске превышает усть-лужскую в среднем на 100 долларов за тонну (как правило, объем заправки судна составляет 1000 тонн).\

\

Как прокомментировал один из наших собеседников, «в одну сторону таможня ошиблась верно».\

\

Сам Владимир Путин, как известно, поручил ответственным лицам разобраться в ситуации таким образом, «чтобы никто ничего не нарушал, но чтобы не было и ограничения для предпринимательской деятельности».\

\

Евгений Вышенков,
\ "Фонтанка.ру"\

\
© Фонтанка.Ру\

http://www.ust-luga.ru