Спектакль «Ночь Гельвера» стал лауреатом Высшей театральной премии «Золотой Софит» - 2013 в двух номинациях: «Лучший актерский дуэт» (Оксана Базилевич и Денис Пьянов), «Лучший спектакль на малой сцене» (режиссер – Александр Баргман).
Художественный руководитель театра им.В.Ф.Комиссиржевской, з.д.искусств России Виктор Новиков - лауреат премии имени Андрея Толубеева в номинации
«за сохранение и развитие отечественной традиции репертуарного театра, театра-дома»
12 декабря - 45-летие творческой деятельности в театре им.В.Ф.Комиссаржевской Виктора Новикова
ПОДРОБНЕЕ:
«Ночь Гельвера» - лауреат «Золотого Софита»-2013.
Спектакль можно посмотреть 12 декабря
Ингмар Вилквист, автор пьесы «Ночь Гельвера» - художественный псевдоним Ярослава Свержича – польского драматурга, историка искусства, профессора варшавской Академии изящных искусств. «Ночь Гельвера» - о всплеске национализма, нетерпимости к любой «инакости», что делает эту пьесу актуальной и сегодня.
Чтобы спасти приемного сына от «ликвидаторов», ратующих за чистоту расы, убивающих инвалидов и «нечистых», героиня идет на крайнюю меру.
Спектакль режиссера Александра Баргмана, безусловно, - не развлекательное зрелище. Он дает душевную встряску. «Когда я прочитал пьесу, то понял, что хочу ставить ее именно в Петербурге. Потому что это очень жестокий город (…). Но я уверен, что эта история про людей, история о любви…. Человеку в беде посылается ангел. Которым в этой истории является Гельвер. Ангел во спасение. Да, такой сложный ангел, с которым не будет никогда просто. Ангел, которого в результате приходится отправить назад…».
Виктор Новиков - лауреат премии имени Андрея Толубеева
25 ноября в Санкт–Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства состоялось вручение премии имени Андрея Толубеева.
В 2013 году на премию были выдвинуты: художественный руководитель театра им.В.Ф.Комиссаржевской Виктор Новиков, главный онколог ВМедА Петр Зубарев, зав. кафедрой сценической речи СПбГАТИ Валерий Галендеев, главный режиссер театра «Балтийский Дом» Владимир Тыкке, российский предприниматель Вадим Сомов, поэт и бард Александр Городницкий, н.а.России Евгений Миронов.
Премию учредили в 2010 году в память о народном артисте России, актере БДТ имени Г.А. Товстоногова Андрее Толубееве, ушедшем из жизни в 2008 году. Премия вручается за значительный вклад в развитие современного театра и современной драматургии. Символом премии является бронзовая статуэтка ангела, держащего свечу.
На вручении премии Виктор Абрамович Новиков сказал, что это первая премия в его жизни, и поблагодарил всех тех, кто помогает ему и театру им.В.Ф.Комиссаржевской сохранить уникальное явление мировой культуры - русский репертуарный театр.
12 декабря – 45-летие творческой деятельности в театре им.В.Ф.Комиссаржевской его художественного руководителя, з.д.искусств России Виктора Новикова.
…В театр я попал случайно - из Ленконцерта. Пришел на время – хотел поступать в аспирантуру, – а остался на всю жизнь... Рубен Сергеевич и директор театра Михаил Сергеевич Янковский пригласили меня и задаваликакие-то вопросы, но я плохо тогда понимал, как существует театр. Однако меня попросили написать отзывы на пьесы, составить приблизительный репертуар. И взяли на год. А потом - «засосало». Я очень полюбил и спектакли, и театр, и людей театра, и дальше была уже особая жизнь…
Его творческий путь четко рассекается на два этапа: 1968-1991 гг. Виктор Новиков служил завлитом, был правой рукой Рубена Агамирзяна, а после его смерти стал художественным руководителем театра.
Новиковское «сверхчувствование» помогало ему «угадывать» молодых драматургов, находить из «большого сора» те пьесы, которые нужны были театру в данное время. Именно ему во времена советской цензуры удавалось «литовать» запрещенные пьесы М. Шатрова, И. Друце. Он открыл театру имя Григория Горина: здесь, на сцене театра им.В.Ф.Комиссаржевской состоялся дебют блестящего драматурга. Не случайно лучшие драматурги 1970—1980-х годов отдавали свои пьесы, в первую очередь, ему. Доверяли и художественному чутью молодого завлита, и его умению пробудить фантазию главного режиссера. За четверть века Новиков сумел поднять престиж любимой профессии.
После смерти Р. С. Агамирзяна - в переломное для страны время, в 1991-г. - коллектив театра выбрал нового лидера из «своих» – Виктора Новикова. В истории театра – первый случай, когда худруком стал театровед. В лихие 1990-е надо было выживать. Надо было удержать на плаву корабль. Нови¬ков взял на себя ответственность за жизнь целого театра, и многого добился в развитии дружбы и сотрудничества с различными театрами других стран, сохранении русского репертуарного театра и такого понятия, как «театр-дом». Именно в период его руководства театру был присвоен статус «Академический». Виктор Новиков открыл России имя болгарского режис¬сера Александра Морфова, стал инициатором дружбы театра с театрами балканских стран, театр приглашают на гастроли и престижные международные фестивали.
Георгий Тараторкин: Не так много людей театра, преданных ему, способных сохранять удивление и непрерывное желание узнать новое в том деле, в которое ты призван. А он действительно призван.
Семен Альтов: Он сильный человек. Сегодня быть художественным руководителем театра неимоверно трудно, это стало настоящей мужской профессией. Главное, он может честно смотреть людям в глаза, что могут позволить себе немногие.
Давид Смелянский: Виктор отчаянно борется за то, чтобы театр не просто выжил, но и «сохранил лицо». Руководитель театра должен быть адекватен времени. Виктор Абрамович приглашает на постановки режиссеров из разных стран, занимаясь поисками не эпатажных, а новых имен. Так был открыт и Александр Морфов – сегодня выдающийся европейский режиссер.
Михаил Швыдкой: Поразительным образом Витя, проработавший в театре сорок пять лет, не утратил бесконечной расположенности к людям и к искусству. Он нужен всем, - друзьям и недругам, людям театра и публике, - как камертон, по которому можно определить верность тона времени. Поверьте, это важно и для тех, кто не любит музыки.
Лев Додин: Виктор Абрамович - один из немногих сегодня носителей и хранителей ленинградской, санкт-петербургской культурной традиции, крупный неуспокаивающийся художественный и общественный деятель русского театра. Его слово имеет большое значение для многих – и для меня.