Интересное
Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Читать далее 23 октября 2023
Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Читать далее 15 октября 2023
Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Читать далее 14 октября 2023
«Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии «Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии Читать далее 9 октября 2023
Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Читать далее 8 октября 2023
Категории

Мариинский стоя аплодировал «Астана Опера»

Мариинский стоя аплодировал «Астана Опера»

Подбор гастрольного репертуара, ежедневные подготовки, трап самолета. «Астана Опера» в Мариинском. Что привез с собой молодой театр, чем он живет и дышит, как проходят его будни

Подбор гастрольного репертуара, ежедневные подготовки, трап самолета. «Астана Опера» в Мариинском. Что привез с собой молодой театр, чем он живет и дышит, как проходят его будни – это и многое другое интересует сегодня Петербург, но обо всем подробнее. Сцена, занавес открывается …

Опера «Аттила» в постановке маэстро Пьера Луиджи Пицци, вызвавшая большой резонанс в мировой театральной общественности своей новой трактовкой образа главного героя, предстала на суд взыскательной петербургской публики 8 марта. До начала оперы остались считанные минуты, оглядимся по сторонам: основной зал Мариинского-2 чем-то напоминает зал «Астана Опера». Интеллигентная петербургская публика заняла свои места, сегодня аншлаг, билеты раскупили еще в феврале. За дирижерским пультом – маэстро Гергиев, и чарующие звуки полились стремительным потоком.

Свет погас, на сцене выросли массивные декорации, напоминающие абстракции визуальных геометрических форм и объемов, мраморные лестницы ведут к месту, где берет свое начало первое действие – библиотека. Отсюда же и начинается философия Пьера Луиджи Пицци. На протяжении всей постановки мы видим главного героя человеком, близким казахскому народу – мужественным и благородным, а вот петербуржцы видят Аттилу таким впервые. Сценография, костюмы, но главное исполнение – все на самом высоком уровне. Итальянский состав постановки – Роберто Тальявини (Аттила), Клаудио Сгуро (Эцио), Лучано Ганчи (Форесто) – беспроигрышный вариант, в роли Одабеллы – Жупар Габдуллина (Казахстан) – это дебют молодой певицы на сцене Мариинского театра, судя по тому, как принимает ее зал, оперная дива выступает наравне с европейским звездами. Опера прошла на одном дыхании, ее финал трагичен – Аттила погибает от руки возлюбленной, но спектакль остается жить, он уже занял достойное место в репертуаре молодого театра.

Зрители замерли в ожидании, артисты вышли на поклон. Переполненный зал щедро одарил их горячими долгими овациями, море цветов заполнило сцену, крики «Браво!» доносятся со всех сторон. Публика не спешит расходиться, ее просто потрясли солисты и чарующая Одабелла в исполнении Жупар Габдуллиной, которой аплодируют громче всех. Опера превзошла все ожидания, несомненно, это торжество бельканто. Зрители отмечают, что даже акустика новой Мариинки открылась совсем по-другому с звучанием мощных голосов.

Розанова Ольга Ивановна – критик, кандидат искусствоведения, доцент Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой и кафедры хореографии Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова после спектакля поделилась своими впечатлениями: «Качество, которое мы сегодня увидели, удивило. Спектакль был высокого, я бы сказала, европейского уровня, блестящая постановка, великолепное исполнение, хорошее высокопрофессиональное звучание оркестра, грандиозный хор, он просто феноменальный. Жупар Габдуллина не уступала трем певцам из Италии, у них возник настоящий ансамбль. Спектакль был высокого класса, который восхищает слаженностью художественного впечатления, восхищает грамотностью и что немало важно – затрагивает за живое, потому что актеры не просто формально поют, несмотря на то, что у них мало передвижений, мало динамики, они внутренне раскрывают драматизм всей истории. Без всякой лести – впечатления потрясающие. Считаю, что это просто неожиданно, что в молодом театре можно увидеть такую постановку, хотя, что удивляться, если маэстро Гергиев сотрудничает с театром «Астана Опера», значит, там есть что-то настоящее, иначе вряд ли бы возник этот союз!», - отметила Ольга Розанова.

После грандиозного спектакля вечер продолжился не менее приятным событием. Мариинский устроил торжественный прием в честь «Астана Опера», на котором директор Толеген Мухамеджанов вручил памятный подарок В.А Гергиеву за вклад в сближение культур Казахстана и России – двух стран, которые сегодня являются ближайшими стратегическими партнерами. Вечер завершился важным событием: руководство двух театров подписало меморандум о сотрудничестве. Валерий Гергиев отметил, что для Мариинского театра принимать на своей сцене «Астана Опера» стало большим событием, так как это первый зарубежный театр, выступивший на новой сцене Мариинского. Затем Толеген Мухамеджанов объявил журналистам и гостям вечера, что дальнейшее сотрудничество Мариинского и «Астана Опера» продолжится совсем скоро - осенью этого года, когда труппа петербургского театра под руководством Валерия Гергиева совершит ответный визит в Астану с операми Рихарда Вагнера.
Наутро газетные заголовки будут пестрить: «Валерий Гергиев открыл международные гастроли в «Астана Опера»», «Астана может стать мостом, соединяющим разные театры мира». А музыкальный критик Владимир Дудин скажет: «Искушенная петербургская публика была сражена не только уровнем прекрасно справившихся со своими вокальными задачами солистов, но качеством хора и оркестра. Подкупали ровность, динамизм, яркость и сбалансированность хорового звука, точное следование за нюансами партитуры. Оркестр изумлял амортизирующими свойствами, мягкостью, собранностью, четкостью и музыкальностью, нацеленный на поддержку, а не перекрикивание солистов. Было ясно, что перед нами - подлинные пассионарии, которые хотят многого добиться».
Опьяненные первым успехом, шагать во второй день гастролей легче, поступь становится все увереннее. «Гала балет» принимает историческая сцена Мариинского театра 9 марта. Этому залу уже более чем два столетия. Сцена его, конечно, отличается от новых сцен Мариинского-2 и «Астана Опера», которые делала одна и та же немецкая компания. И в этом смысле артистам балета будет немного сложнее, чем оперным певцам. Ее пространство нужно освоить с первой репетиции, а вечером уже выступление.

Изначально «Астана Опера» хотел привезти невероятно красивый балет «Спящая красавица», но потом было решено показать калейдоскоп из лучших балетов, украшающих сцену казахстанского театра, чтобы у зрителя смогло сложиться полное представление о возможностях мастерства артистов «Астана Опера». Так, вниманию публики предложили: сцену из II акта «Спящая красавица» в исполнении Айгерим Бекетаевой и Асель Шайкеновой, Таира Гатоуова; Па де де из балета «Сильфида» в исполнении Мадины Басбаевой и Рустема Сейтбекова; Па де де из балета «Корсар» в исполнении Гаухар Усиной и Досжана Табылды. В первом отделении зрители наслаждались сценами из национального балета – Адажио из балета «Козы-Корпеш и Баян-сулу» в исполнении Айгерим Бекетаевой и Рустема Сейтбекова, это выступление было, действительно, в новинку петербуржцам, колорит, национальный дух, задор окутал зрительный зал, по всему видно, что публика в восторге. Шесть номеров западноевропейского и национального балета перемежаются во втором акте. «Умирающий лебедь» в исполнении юной, но уже ведущей солистки балета «Астана Опера» Айгерим Бекетаевой исполнен трогательно, номер переполняет драматизм и напряжение. Слезы выступают на глазах зрителей, умерла… Удивительное дело, за две с половиной минуты на сцене можно было увидеть целую жизнь, за которую боролась главная героиня, но не смогла превзойти отчаянье, не хватило сил. Гром аплодисментов взорвал зал. Хореограф-постановщик Борис Яковлевич Эйфман был тронут исполнением ведущей солистки до глубины души, он дал высокую оценку ее исполнению. Очень эффектным Па де де из балета «Дон Кихот» Л. Минкуса и фрагментом «Половецкие пляски» А. Бородина завершилась программа «Гала балета». Публика, впервые за последние сорок лет, аплодирует стоя! Выходя из зала, петербуржцы все еще находятся под впечатлением от блистательного исполнения балета казахскими мастерами.
Ольга Розанова - балетный критик, кандидат искусствоведения, доцент Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой и кафедры хореографии Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова отметила, что вечер получился очень насыщенным. «Балет показал высокую классику, несколько современных номеров, что приятно – были номера в национально-классическом стиле. В завершении всего - гениальные «Половецкие пляски». Безусловно, труппа очень талантливая, большая, укомплектованная во всех своих разделах с прекрасными солистами и кордебалетом. В целом, солисты очень интересные: все красивые, молодые, девушки очаровательные, мужчины – темпераментные с хорошими манерами. Хорошо придумано было Па де де из «Дон Кихота», разложенное на несколько пар, которые могли блеснуть и техникой, и оригинальной манерой. Превосходно станцевали «Гопак», здесь было видно, какие талантливые казахи на виртуозные, темпераментные вещи, требующие чувственной пластики. Блестяще станцевали, совершенная техника и трюки, которые не всегда сделают столичные звезды. В «Половецких плясках» на сцену вышел хор, колоссальный кордебалет, и мы увидели редкий вариант, сделанный без купюр. Ребята-половцы, с великолепными торсами и красивые девушки, выдающие накал, красоту, своим мастерством напоминали русские сезоны, когда Париж и другие страны были потрясены и покорены талантом и тем внутренним огнем, который еще называют священным, который должен быть в артистах и, если его нет, то балет превращается в гимнастику. Айгерим Бекетаева показала изумительной красоты пластику рук и ощущение музыки. Хорошим дополнением, краской был номер национального казахского танца в тонком исполнении большого женского кордебалета, в нем было проявлено очарование казахских женщин. По впечатлениям концерт замечательный, он имел столичный вид», - заметила балетный критик.
Весеннее настроение в Питере наступило, жители и гости города, прогуливаясь, могут наблюдать на каждом перекрестке афишу оперного спектакля «Бiржан-Сара». Нуржамал Усенбаева, исполнительница роли Сары, улыбаясь с картинки, изящно восседает на статной лошади. Вопрос, интересующий всех тех, кто решил отправиться послушать оперу «Бiржан-Сара» - будет ли настоящая лошадь на сцене? Будет, все будет.

Последний лист в календаре гастрольной программы – 10 марта: Мариинский-2, опера Мукана Толебаева «Бiржан-Сара». Те, кто побывал на опере «Аттила», поспешил приобрести парочку билетов и на оперу «Бiржан-Сара», но, увы, билетов в кассе нет. За дирижерским пультом – Абзал Мухитдинов. Зрители смогут услышать жемчужину казахской оперы в полной версии, без купюр, это стало результатом кропотливой работы музыкального руководителя театра «Астана Опера». Изюминкой данной постановки станет сам сюжет. Благодаря новой трактовке режиссера-постановщика Народного артиста России Юрия Александрова, опера сделалась более доступной для восприятия сегодняшнему поколению. Фольклорные мотивы отошли на задний план, и на сцене главенствуют глубокие чувства и драма. Язык исполнения – казахский, но у высокого искусства язык один – язык эмоций, переживаний, сострадания тому, что происходит на подмостках. Яркие костюмы и декорации создавались художником Вячеславом Окуневым. Нет сомнения, что дух прошлого столетия, к которому отсылает нас либретто, прочувствован и понят им абсолютно точно. У каждой детали здесь есть свое место и предназначение, во всем есть смысл, нет ничего случайного. Петербургская казахская диаспора проявила колоссальный интерес к постановке, зал полон. Заветный момент – Сара выезжает на сцену на лошади. И тут, несмотря на театральный этикет, петербуржцы достали сотовые телефоны и начали снимать этот эпизод на камеру. Уже после первого акта понятно, что гости прониклись рассказываемой им историей. В антракте они обсуждают постановку, говорят, что опера интересна и контрастна по своему сюжету. С одной стороны: народные гуляния, свадебные празднества, с другой стороны разворачивается трагедия. Спектакль впечатляет своей зрелищностью: богатая юрта, красивая природа – все экзотично, потрясающе. Многие казахстанцы, живущие давно в Санкт-Петербурге, отмечали, что побывав на постановке, они будто вновь оказались дома. Балетный критик Ольга Розанова говорит, что танцы в этой опере были великолепно поставлены хореографом-балетмейстером Владимиром Романовским. «Редко, где можно встретить так хорошо поставленные массовые, большие номера, композиция придумана по классическим канонам. Хорошо использованы фольклорные мотивы, но они соединены с театральной лексикой. Очень хотелось бы увидеть продолжение и новые работы театра «Астана Опера». Для нас было большой редкостью увидеть в Петербурге далекий коллектив, который показывает разностороннюю насыщенную программу – и оперную мировую классику, и классику казахской оперы, и большую балетную программу. Впечатление получилось объемное, разностороннее. Очень талантливые творческие коллективы. Считаю, что в молодом театре, который только начинает свою жизнь, собраны мощные силы».

Низкий поклон тебе, Санкт-Петербург, спасибо за теплый прием, неподдельные живые эмоции, горячие аплодисменты и, конечно же, море цветов. Впереди у «Астана Опера» долгий путь и большие цели – показать миру, что он может. Летопись, которую пишет молодой, но самый амбициозный театр, внушает доверие, следующим пунктом в ней станет – гастроли в Сarnegie Hall, которые принесут театру «Астана Опера» известность уже за океаном!