Коммуналки Петербурга хотят объявить не пригодными для проживания

Коммуналки Петербурга хотят объявить не пригодными для проживания

Согласно проекту федерального закона о сохранении исторического центра Петербурга, который подготовил Комитет Смольного по управлению городским имуществом (КУГИ) на основе Концепции, разработанной

Согласно проекту федерального закона о сохранении исторического центра Петербурга, который подготовил Комитет Смольного по управлению городским имуществом (КУГИ) на основе Концепции, разработанной рабочей группой по изменению законодательства, при реконструкции и капитальном ремонте домов предполагается принудительно расселять коммунальные квартиры, 100% собственников комнат в которых не напишут заявления о том, что хотят вернуться в свое прежнее жилье.

Если следовать логике этой нормы, то коммуналки, в которых хотя бы одна комната не приватизирована, будут расселяться, поскольку политика властей Петербурга предусматривает ликвидацию коммунальных квартир, а это значит, что 100-процентного согласия собственников на сохранение коммуналки не будет. Такому, «автоматическому», расселению в результате подвергнется значительная часть коммунальных квартир (причем, согласно законопроекту, во всем городе, а не только на территории пилотных кварталов), поскольку в них имеются неприватизированные комнаты, в которых люди живут по договорам социального найма.

Расселения хотят не все

Установка властей на ликвидацию коммунальных квартир основана на убеждении, что необходимо бескомпромиссно бороться с этим «тяжелым наследием советского строя», наложившим на «Северную Венецию» «позорное клеймо» "коммунальной столицы" России, от которого Петербург не может избавиться до сих пор (в городе остается еще около 100 тыс. коммуналок).

Между тем, как утверждает лидер общественного движения «Защита исторического центра» Владимир Котегов, предлагаемый властями способ расселения коммуналок не устраивает большинство владельцев комнат. По его словам, все, кто хотел быстро расселиться, уже это сделали. Остались те, кто более или менее доволен своими жилищными условиями – имеют большие комнаты в малонаселенных коммуналках, поддерживают хорошие отношения с соседями. «Конечно, жить в отдельной квартире удобнее, но мы рассчитываем на лучшие варианты расселения, по сравнению с теми, что нам предлагает город», -- говорит Котегов, который сам как раз живет в коммуналке.

К тому же убеждение в априорной вредности коммуналок разделяют не все. Для значительной части владельцев комнат в коммунальных квартирах эта их собственность является хорошим источником постоянного дохода. Имея другое жилье, эти люди сдают свои комнаты в аренду. В центральных районах Петербурга месячная плата за аренду комнаты сравнима со средней пенсией. Расселение коммуналки, хотя бы на время ремонта, означает потерю, пусть и временную, источника дохода. Перспектива получить взамен комнаты отдельную квартиру не слишком радует собственников, поскольку они не уверены, что сдать квартиру «на выселках» будет так же легко, как комнату в центре.

Коммуналки плодятся

В то же время, вот эта, коммерческая, мотивация сохранения коммуналок, как утверждают в Ассоциации ТСЖ Центрального района, создает большие проблемы и жителям домов, и управляющим компаниям. По словам члена президиума этой Ассоциации Светланы Морозовой, комнаты в коммуналках сдаются приезжим, как правило, «не слишком респектабельным» (респектабельные снимают квартиры) гастарбайтерам, поведение которых, мягко выражаясь, не соответствует общепринятым в Петербурге нормам. «Они не вызывают сантехников, если в квартире случается протечка – и нижнюю квартиру заливает. Они курят на лестнице, а окурки бросают на пол и в горшки с цветами на лестнице. Некоторые даже мочатся на лестницах, не обращая внимания на то, что лестницы недавно отремонтированы. Мусор, в том числе стеклянные бутылки, выбрасывают в окна, устраивают шумные пьянки по ночам и так далее. В общем, ведут себя как пролетарии из «Собачьего сердца», которыми был недоволен профессор Преображенский», - негодует Светлана Морозова.

По ее словам, несмотря на постепенное расселение коммуналок в рамках специальной городской программы, ситуация не только не улучшается, но даже ухудшается. «Число коммуналок растет, потому что вместо расселяемых появляются новые, - утверждает Морозова. – Супруги разводятся, продают свои квартиры по-частям, комнаты покупают разные люди и начинают их сдавать. Известны случаи, когда комнаты продаются по одному квадратному метру, в результате чего на месте отдельной квартиры появляется коммуналка с числом собственников в 10-15 человек. И каждый регистрирует на своем метре приезжего. Так возникают «резиновые» квартиры, причем, вполне законные, поскольку паспортные столы не имеют право отказать собственнику во временной регистрации человека на его площади, даже если она составляет всего один метр. Таким же способом (путем продажи комнат потенциальным рантье) малонаселенная коммуналка превращается в многонаселенную, где гастарбайтеры нередко реально живут, превращая квартиру в бедлам».

Арендное зло

Использование собственниками своего жилья для извлечения арендного дохода, по словам Морозовой, всегда создает проблемы, поскольку такие собственники как правило не проявляют заинтересованности в судьбе своего дома – не ходят на собрания, сами не соблюдают правила общежития и не требуют этого от своих жильцов, которые тем более ни в чем не заинтересованы. «И уж конечно такие собственники не желают участвовать в финансировании необходимых работ по содержанию дома. Вообще, я считаю, что проблема нехватки жилья в Петербурге сильно преувеличена, - уверена Морозова. – Многие люди, стоящие на городской очереди, на самом деле имеют второе жилье». Масштаб этого явления весьма значителен, утверждает Морозова: «В моем доме сдается половина квартир в центральном подъезде. Похожая ситуация во многих домах нашей Ассоциации». Принудить арендаторов комнат к соблюдению порядка крайне сложно. «По закону, мы можем в качестве наказания отключить нарушителям воду, газ или электричество. Но технически это можно сделать только для всей квартиры, а тогда пострадают добросовестные соседи по коммуналке. Можно, конечно, судиться, но тогда председателям ТСЖ только этим и придется заниматься», - объясняет она.

Светлана Морозова считает, что проблему не решат ни действующая программа расселения коммуналок (поскольку она основана на добровольном согласии собственников комнат ликвидировать свою коммуналку), ни даже норма нынешнего законопроекта о принудительном их расселении (при наличии хотя бы одной неприватизированной комнаты). Более того, увеличение числа коммуналок будет продолжаться. Необходимы радикальные меры – изменение законодательства.

Поправки в законы

«Наша Ассоциация будет добиваться внесения поправки в Жилищный кодекс, лишающей комнату в коммунальной квартире статуса жилого помещения, -- заявляет Светлана Морозова. -- В этом случае в ней нельзя будет никого регистрировать для целей проживания. Те, кто уже зарегистрирован, смогут, конечно, в них жить, но по крайней мере остановится процесс образования новых коммуналок и увеличения их населенности». Член президиума Ассоциации ТСЖ предлагает и более мягкие решения. Например, ввести норму, разрешающую продавать комнату только соседям по коммуналке или государству. А при разделе имущества при разводе супругов, разъезде членов семьи (когда дети хотят жить отдельно от родителей) и т.п. продавать квартиру только целиком, одному покупателю, то есть, делить не квартиру, а деньги.

«Я чувствую, что если ничего не предпринимать, то очень скоро эта проблема нас захлестнет», - утверждает Морозова.

Владимир Грязневич