Полтавченко: спада в экономике Петербурга нет

Полтавченко:  спада в экономике Петербурга нет

Накануне очередного Петербургского экономического форума губернатор Георгий Полтавченко дал интервью городским СМИ. Градоначальник рассказал, что на ПМЭФе город подпишет 15 рамочных соглашений на

Накануне очередного Петербургского экономического форума губернатор Георгий Полтавченко дал интервью городским СМИ. Градоначальник рассказал, что на ПМЭФе город подпишет 15 рамочных соглашений на сумму в 130 млрд рублей, рассказал, как Смольный будет бороться с ростом цен, а также признался, что пока еще раздумывает над идеей досрочных выборов, пишет "Фонтанка.ру".

– Георгий Сергеевич, 22 мая начинается очередной Петербургский экономический форум. Какие контракты будет подписывать город?


– Мы традиционно рассматриваем этот форум как возможность заявить о Петербурге как о надежном партнере, у которого создаются соответствующие условия для развития бизнеса и есть перспектива для новых вложений капитала. Планируем подписать порядка 15 соглашений. Из крупных могу назвать, например, соглашение с израильским инвестором «Моргал Инвестмент».

Суть инвестиционного проекта заключается в создании на Пулковских высотах на участке в 240 гектаров целого района малоэтажной застройки. Причем с полной инфраструктурой: социальной, улично-дорожной сетью, объекты которой после реализации проекта будут переданы в собственность города. Это одно из основных условий этого инвестконтракта.

Есть интересный промышленный проект, который соответствует проводимой нами политике инновационного развития, – это строительство в промышленной зоне Колпинского района завода по производству арматуры и сортового проката по современным технологиям. Завод будет соответствовать всем мировым стандартам, в том числе экологическим.

Практически все соглашения носят рамочный характер. Конкретные суммы сейчас трудно называть, но коллеги из комитета по инвестициям прикидывают, что при дальнейшей их реализации город сумеет привлечь порядка 130 млрд руб. На мой взгляд, хорошая сумма, она примерно соответствует уровню прошлого года.

– Есть ли основания полагать, что в следующем году форум пройдет уже на новой площадке – в «Экспофоруме» под Пушкином?

– Мне трудно дать конкретный ответ, потому что решение здесь принимает министерство экономического развития, которое является организатором форума. С учетом того, что «Экспофорум» откроется осенью 2014 года, и мы планируем там провести в октябре крупный международный газовый форум, то вполне вероятно. Во всяком случае, к 2015 году этот комплекс будет полностью готов, чтобы проводить мероприятия самого высокого уровня, в том числе и ПМЭФ.

– Международная ситуация сильно сказалась на составе участников, пришлось ли корректировать программу, планы по соглашениям?


– Вы знаете, много разговоров по этому поводу было. Но вот цифры говорят сами за себя. На сегодняшний день заявились и подтвердили свое участие главы 146 крупных мировых и 450 ведущих российских компаний, 109 представителей официальных делегаций из 62 государств. К концу прошлой недели заявились и подтвердили участие 6,5 тысячи человек, из них 1,5 тысячи – журналисты. Петербургский форум был, есть и останется главной площадкой для развития бизнес-контактов с российскими и зарубежными партнерами. Поэтому говорить, что формат как-то меняется или урезается, не приходится.

Много говорят про Европу и США. Но вот если взять в процентном соотношении из тех, кто заявился и подтвердился, то 70% – это Европа и США. Подчеркну: речь идет о людях бизнеса. Как показывает история, при конфликте между интересами и ценностями, западные люди в основном выбирают интересы. А Россия для них все-таки интересный партнер.

С другой стороны, ощущается сегодня и повышение интереса со стороны наших партнеров и представителей бизнеса восточных стран. В экономике, как и в природе, пустоты не бывает. Если где-то освобождается место, то оно замещается кем-то или чем-то. Если в силу обстоятельств западные партнеры из-за давления, которое на них оказывают, будут вынуждены Россию оставить, значит, их бизнес будет замещен бизнесом из других стран: стран БРИКС, восточных стран. Это нормальное явление. Возвращаться потом, естественно, будет сложнее.

А что касается наших сложностей при подготовке форума, то они никак не обусловлены геополитической конъюнктурой, а скорее тем, что было принято решение провести форум на месяц раньше. Поэтому у нас было меньше времени на работы по благоустройству, по приведению улично-дорожной сети в порядок. В том числе, кстати, были определенные проблемы с реконструкцией дороги в районе аэропорта Пулково – эти работы пришлись на пик майских праздников.

И, наверное, главное отличие этого форума – погода. В мае погода в Петербурге менее устойчивая и предсказуемая, чем в июне. Поэтому мы решили в этом году не проводить концерта на открытом пространстве на Дворцовой площади, а будем радовать наших гостей премьерой балета Бориса Эйфмана «Роден» в Александринском театре. Вот и все наши сложности. Все остальное в штатном режиме, проблем никаких.
Экономика, цены и выборы

– А как на экономике Петербурга отразилась международная ситуация? Можете дать оценку состояния городской экономики?


– Проблемы, конечно, есть, но они обусловлены не геополитической ситуацией, а общим состоянием экономики страны и мира. По итогам первого квартала текущего года, индекс промышленного производства составил 93,7%. При этом интересно, что почти на 8% вырос оборот предприятий и на 2,5% – объем отгруженной продукции обрабатывающих производств.

Естественно, мы пытаемся разобраться в причинах снижения индекса промышленного производства. Статистика – штука такая интересная. Например, в общий зачет идет и производство тепловой энергии. А у нас была очень комфортная зима, поэтому производство тепловой энергии снизилось. Есть еще ряд технологичных процессов на производствах. Так, производство турбин в 2012 году дало большой рост, потому что был сдан очень серьезный заказ, иностранный, в том числе. Технически у них и сегодня есть заказы, но они будут сдаваться в 2015 – 2016-м и других годах.

По индексу промпроизводства этого не видно, а на самом деле работа идет.
В то же время в первом квартале серьезно вырос оборот в сфере образовательных услуг, здравоохранения, социальных услуг. Например, в операциях с недвижимостью отмечен рост более чем на 11%, а этот сектор дает где-то 19% валового регионального продукта. То есть говорить о том, что у нас наступил спад, я не могу.

Отмечается снижение товарооборота в розничной и оптовой торговле. Но в то же время на 9% выросли транспортные перевозки, почти на 9 – 10% вырос общий объем услуг связи, оказанных организациями города.

Я думаю, что, скорее, это не спад, а замедление отдельных отраслей экономики, в том числе за счет изменения конъюнктуры рынка. Не надо забывать, что нас догнала волна кризиса 2008 года. Город сегодня недополучает то, что не сделал в 2008-м, когда не стартовали или не были завершены процессы модернизации из-за кризиса. Поэтому сегодня очень важно завершить начатые проекты, чтобы волна этого года через 4 – 5 лет опять не накрыла город.

На сегодняшний день состояние экономики и финансов города тревоги не вызывает. В первом квартале налоговые поступления выросли на 21%. Каждый год коллеги из комитета финансов по итогам первого квартала делают прогноз по исполнению доходной части бюджета. По их данным, город в этом году должен выполнить план по доходам близко к 100%. Не случайно мы в весенних поправках к бюджету не стали менять наши приоритеты и увеличивать заимствования города.

– А проблемы автокластера не вызывают опасений? Там ведь фиксируется падение производства…

– У многих сейчас дрожь в коленках, что все может рухнуть. Вкладывался город в автокластер действительно хорошо. Мы поддерживали и поддерживаем его и сейчас: инфраструктуру создаем, подводим дороги, идем навстречу по целому ряду других вопросов... И если в целом по стране в 2013 году производство автомобилей упало, то наши заводы умудрились еще на 1% подрасти.

По итогам первого квартала этого года в автокластере Петербурга есть незначительное падение, около 3%. Но опять же не у всех. Например, производство на заводе "Хендэ" выросло на 3%. На сегодняшний день никто из участников автокластера не заявил о планах по снижению производства, все намерены остаться на прежнем уровне. Они и рост не планируют, но сохранить показатели прошлого года – это тоже неплохо.

– Рост цен по итогам четырех месяцев составил 6,9%. Это достаточно серьезный показатель. Какие меры будет город предпринимать, чтобы рост цен остановить?

– Мы не только думаем об этом, но уже и предпринимаем конкретные шаги. Мы ведем переговоры с крупными игроками, в первую очередь сетевиками, по поводу того, что повышение цен должно быть обосновано. В результате нам удалось удержать сети от некоторых необдуманных шагов. В частности, от более значительного повышения цен на ряд продуктов, которые были закуплены еще по старому курсу рубля. Эта тема довольно щекотливая, ведь в условиях рыночной экономики государство не вправе вмешиваться в ценообразование. Но когда речь заходит о социально значимых продуктах, город не может оставаться в стороне.

– Экономика во многом зависит и от политической ситуации в городе. В Петербурге в последнее время довольно регулярно возникают разговоры о досрочных выборах губернатора. Что вы думаете по этому поводу?

– Разговоры, как говорится, «имеют место быть». Если я такое решение приму, то публично об этом заявлю. Но мне кажется, что в Петербурге не настолько острая политическая ситуация, чтобы она влияла на жизнь и экономику города. Слава Богу, экономика у нас стабильная.

- Но для себя вы уже приняли решение?

– Честно вам скажу, я в раздумьях. Когда решение будет принято, я об этом сообщу.

Олимпиада, зоопарк, «Аэроэкспресс»


- Есть ли конкретные шаги по выдвижению Петербурга как города-кандидата для участия в Олимпийский играх? Готовится ли официальная заявка?


– Официальную заявку подает не город, а Национальный олимпийский комитет. В ближайшее время в нем должны пройти выборы руководства. После того, как Олимпийское собрание России проведет эти выборы, будет иметь смысл предметный разговор об олимпийских перспективах Санкт-Петербурга. Время у нас еще есть. Международный олимпийский комитет начнет принимать заявки от кандидатов на проведение Игр 2024 года в 2015 году. А место проведения летней Олимпиады 2024 года определится вообще в 2017 году.

У меня лично после консультаций со специалистами складывается впечатление, что, в принципе, Петербург готов, чтобы заявляться на проведение летних Олимпийских игр. Есть эксперты, которые активно участвовали как в прошлой заявочной компании Санкт-Петербурга, так и в подготовке зимней Олимпиады в Сочи. Они считают, что у нашего города уже сейчас есть процентов 70 необходимой инфраструктуры. А это уже немало. На мой взгляд, у города весьма и весьма неплохие шансы для подачи заявки.

Пока эта тема обсуждается больше в кулуарах, неформально. Есть ряд моментов, которые могут быть важны для принятия этого решения. Я, например, для себя не могу определить, где мы будем строить олимпийскую деревню. Она ведь должна находиться как можно ближе к основным объектам. Из того, что мы с вами сегодня имеем, – это, скорее всего, Приморский или Курортный район.

У нас там пока, слава Богу, земля есть. Кстати, в дальнейшем объекты олимпийской деревни можно будет использовать для обеспечения наших очередников жильем или создания студенческого кампуса.

– В сторону Приморского района мы собираемся прокладывать метро, а что будет с транспортным обеспечением Пулково? Все-таки это будет легкорельсовый трамвай?

– Сейчас идет актуализация старого проекта легкорельса на участке от Купчино до Пулково. Строительство возможно в течение 3 – 4 лет, и цена вопроса порядка 15 млрд рублей. Но денег на реализацию проекта мы в бюджет пока не закладываем, просто актуализируем проект. Потому что на сегодняшний день более проработанный и более реальный по срокам вариант – это «Аэроэкспресс» от Балтийского вокзала, причем с участием денег РЖД.

Он подешевле – порядка 14 млрд. От города не потребуется больших вложений. Это будет проект государственно-частного партнерства, в котором примет участие фирма «Аэроэкспресс». Практическая договоренность и понимание у нас есть и с Октябрьской железной дорогой, и с РЖД, поэтому сегодня этот проект более актуальный. Но линия ЛРТ в перспективе все равно понадобится: после 2030 года, по прогнозам, через Пулково будет проходить более 30 млн пассажиров. Только ЛРТ мы рассматриваем не просто как "плечо" доставки от метро до аэропорта. Мы планируем развивать его дальше. В том числе – тянуть в сторону Пушкина, Павловска, Колпино.

– А когда планируется начать строительство линии «Аэроэкспресса»
?

– Я не готов вам назвать конкретные сроки, тем более что проектирование еще не завершено. Предстоит еще и экспертиза. Но крайний срок для начала строительства – 2015 год, чтобы успеть построить к 2018 году, к чемпионату мира по футболу. Мы еще не оставили надежды получить дополнительное финансирование на подготовку транспортной инфраструктуры к ЧМ-2018 из федерального бюджета, о чем я хочу в ближайшее время пообщаться с руководителями нашего государства.

- В свое время был некий скептицизм по отношению к «Аэроэкспрессу»…

– Да, я объясню, с чем он был связан. У города не было понимания, чем завлекать пассажиров. Ведь это не электричка, это более комфортабельный вид транспорта, и, естественно, он предусматривает соответствующую плату. И у меня, например, не было – да, если честно, нет и до сегодняшнего дня, – уверенности, что найдется много желающих за приличные деньги с чемоданами ехать в «Аэроэкспрессе».

Когда в Москве время в пути до аэропорта Домодедово составляет 35 минут – это нормально. А нас минут 15 – 20, и не все захотят платить большие деньги за столь короткое путешествие. Тогда встал бы вопрос о снижении цены и выплате инвестору компенсации. А это потери для бюджета города.

Поначалу мы не нашли согласия с инвесторами, а сегодня, в принципе, договорись. Идея в том, чтобы прямо на Балтийском вокзале построить терминал, где пассажиры внутренних российских рейсов будут иметь возможность регистрировать билеты и сдавать багаж, чтобы уже спокойно и комфортно добираться на «Аэроэкспрессе» до аэропорта.

С международными рейсами так не получится. «Воздушные ворота Северной столицы» готовы к этому, они готовы участвовать в проекте.
Наши вложения – это строительство второго наклонного хода на станции метро «Балтийская», а также благоустройство территории. Все остальное – «Аэроэкспресс», РЖД, плюс инвестор, который работает с аэропортом.

– Какова судьба по передаче ГУП «Водоканал» в концессию, и есть ли конкретные инвесторы, которые готовы вложить свои средства в модернизацию предприятия?

– В конце прошлого года мы утвердили схему водоснабжения и водоотведения. На основе этой схемы разработана и уже почти готова инвестиционная программа Водоканала. Когда она будет утверждена, мы будем искать схему финансирования.

В нашей стране есть ряд определенных законодательных ограничений по привлечению частных инвестиций в эту сферу: акционирование таких объектов невозможно, сдача в аренду только на 10 лет и не более. Поэтому если говорить о привлечении частного капитала, то самый приемлемый вариант для города – это концессия.

После утверждения программы мы посмотрим, что городу выгодно: или идти «длинным путем», то есть никому ничего не передавать, оставить себе и вкладывать бюджетные средства. Или же все-таки выходить на концессию. Могу сказать, что желающих поучаствовать много, и не только из России.

– Завершилось голосование по тому, где будет располагаться новый зоопарк. Что будет дальше, кто будет принимать окончательное решение?


– Мы рассмотрим итоги голосования, возможно, проведем второй тур между двумя победителями. Но окончательное решение – за мной. Я хочу в своем решении опираться на мнение профессионалов. Я дал поручение пригласить российских и зарубежных специалистов, чтобы они съездили на место, с соответствующими документами, все посмотрели, взяли пробы. А потом сказали бы нам, где лучше всего строить зоопарк. А мы, с учетом мнения жителей города и мнения специалистов, примем решение. Самое позднее – к сентябрю этого года.

Могу сказать, что в Юнтолово зоопарка точно не будет, я изучал этот вопрос. Там действительно мхи уникальные, насекомые, а самое главное – из-за особенностей местности животные там будут болеть. Все три новых места – Ржевка, Юкки и Белоостров – реально хорошие с точки зрения содержания животных. Но в Белоострове нет ни энергетики, ни транспортной инфраструктуры.

На Ржевке, по идее, самое лучшее место. Юкки – тоже неплохое, если метро туда дальше продлить. Но там лес, причем федеральный, там надо будет решать имущественные вопросы. Но под зоопарк, я думаю, разрешат. А дальше будем строить. Не сразу, конечно, а поэтапно, очередями.

КГИОП, Крым и Твиттер

– Скажите, когда будут названы имена новых вице-губернаторов по экономике и финансам?

– Сегодня за финансовый блок у нас отвечает Михаил Павлович Мокрецов. Думаю, этот блок за ним и сохранится, с учетом его опыта в финансовых органах. Что касается экономического вице-губернатора, то честно вам скажу: я не хочу торопиться. Все перестановки, которые произошли и происходят, связаны в первую очередь с необходимостью решения новых задач, которые появляются в процессе работы.

Например, в нынешних экономических условиях мы не можем позволить себе спокойно смотреть, как федеральный бюджет дает деньги другим регионам, имеющим больше проблем, чем у нас. Раньше нам своих денег хватало. А сегодня нужно за каждый рубль побороться. А как побороться? Нужно в таком онлайн-режиме работать и доказывать, что Петербургу эти деньги нужны. А для этого нужно общаться с соответствующими людьми на самом высоком уровне.

Понятно, что губернатор не может все такие вопросы лично решить. Именно поэтому я и перевел Игоря Борисовича Дивинского на эту работу, с учетом его лоббистских возможностей: у него есть связи, опыт общения. Плюс встал конкретный вопрос по нашему взаимодействию с Крымом и Симферополем. А вопрос реально возник, здесь не было никакой натянутости. И для его решения нужен был человек с соответствующими полномочиями.

То же самое по экономическому блоку. Он сложный, тяжелый. Я сейчас перераспределил полномочия по нему среди нескольких вице-губернаторов. Но при этом я сам со многими руководителями этого блока работаю лично. А назначать не тороплюсь, потому что хочу найти на экономику очень креативного человека.

– А КГИОП сохраните в своем прямом подчинении?


– Александр Игоревич Макаров сумел выстроить его работу, хотя, как вы знаете, вынужден был уйти по личным, семейным обстоятельствам. Думаю, комитет уже можно передавать кому-нибудь из вице-губернаторов. Скорее всего, это будет Марат Мелсович Оганесян. Но при этом я как возглавлял, так и буду возглавлять Совет по сохранению исторического центра. Да и контроль за работой комитета ослаблять не буду, так как он действительно важен для нашего города.

Марата Мелсовича я считаю человеком сведущим в строительных вопросах, в том числе в вопросах строительства в центре Петербурга. Он грамотный, деятельный специалист, с градозащитниками у него проблем нет. Я думаю, он справится с этой работой.

– Георгий Сергеевич, Петербург намерен активно помогать Крыму и Симферополю. Не станет ли это дополнительной нагрузкой на город?

– Нагрузки никакой нет. Ее и быть не может по одной простой причине. Сегодня Симферополь – это столица региона Российской Федерации. Мы с ним сотрудничаем так же, как мы сотрудничаем с другими городами и регионами нашей страны. Понятно, что какая-то помощь необходима. Деньгами мы помочь не можем, потому что это запрещено бюджетным кодексом.

Но зато есть другие варианты. Например, Петербург может передать в аренду за символическую плату специальную технику. Мы постоянно обновляем парк пожарной, дорожной техники. И ту технику, которая еще не подлежит списанию, мы можем передавать в аренду нашим партнерам.

Думаю, для них это будет хорошим подспорьем. У нас такие машины уже зачастую стоят без дела, не используются. А так они будут работать.
Кроме того, я на 100% уверен, что года через три-четыре, когда ситуация успокоится, в Симферополе начнется строительный бум. Туда пойдут строители, и я очень хочу, чтобы это были наши строители.

Пусть они там возводят дома, а тут платят налоги. Конечно, я хочу, чтобы они там строили лучше, чем у нас, потому что в Крым мы потом поедем отдыхать. А у нас хорошие строители, архитекторы, у них есть важные конкурентные преимущества. Далее: наши предприятия могут принять участие в реконструкции систем водоснабжения, в энергетике. И, естественно, заработать, как бы прагматично это ни звучало.

Сейчас наши строители готовы оказать помощь по ремонту ряда учебных заведений Симферополя к 1 сентября. Никого не заставляли: мы просто спросили, кто чем может помочь, и компании предложили такой вариант. Они только хотели, чтобы все было под контролем. В итоге мы договорились, что наши же строители и будут работать, что все будет прозрачно.

Добавлю, что сегодня мы активно помогаем Симферополю, да и Севастополю, в формировании городской законодательной базы. Чем придумывать что-то новое, лучше взять наши нормативные документы, которые признаны в России одними из самых проработанных и качественных. В частности, речь идет об Уставе города. Наконец, мы предоставляем помощь в организации образовательного процесса – направляем в Крым методистов, учебники. Поедут в Симферополь и наши врачи, чтобы провести бесплатные консультации и обучение своих коллег.

– Георгий Сергеевич, многие горожане спрашивают, когда вы вернетесь в Твиттер?


– Честно говоря, времени нет. Я ведь стал писать в Твиттер, еще когда работал в Москве. Во-первых, было просто интересно. А во-вторых, был нормальный, конкретный разговор с определенным кругом лиц, хотя уже тогда было много подписчиков – тысяч за десять где-то. Когда я стал губернатором Петербурга, количество подписчиков резко возросло. В итоге я до двух-трех ночи, вместо того чтобы спать, отвечал на сообщения.

Но потом там началась вакханалия, стали писать так называемые «боты». В итоге полилась одна чернуха, а искать в ней искорку, конструктив какой-то у меня просто нет времени. Может быть, когда-нибудь вернусь обратно.