Смольный завязывает пересадочные узлы

Смольный завязывает пересадочные узлы

Правительство Петербурга определилось с примерным перечнем из 60 адресов, по которым в будущем могут появиться транспортно-пересадочные узлы. По планам чиновников, пересесть с одного вида

Правительство Петербурга определилось с примерным перечнем из 60 адресов, по которым в будущем могут появиться транспортно-пересадочные узлы. По планам чиновников, пересесть с одного вида транспорта на другой, по пути купив себе что-нибудь в магазине, можно будет в Колпино, Пушкине, Зеленогорске, Кондакопшино, возле ж/д станций Пискаревка, Ручьи, вестибюлей подземки «Рыбацкое» и «Купчино». Реализовать многомиллиардный проект планируется в первую очередь за счет инвесторов.

Профильные комитеты Смольного закончили разработку программы по строительству в Петербурге транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Об этом «Фонтанке» рассказали сразу несколько собеседников в городском правительстве. В общей сложности, по задумке чиновников, в нашем городе может быть построены около 60 ТПУ, представляющих собой капитальные строения с посадочными платформами, залами ожидания, магазинами, паркингами, информационными табло. На табло пассажир сможет увидеть, когда отправляется ближайший самолет, поезд, трамвай или автобус. Классическим примером ТПУ является комплекс Kamppi в центре Хельсинки, который хорошо знаком петербуржцам.

Все ТПУ условно разделят на три уровня – в зависимости от того, на какие виды транспорта смогут пересесть пассажиры.

Картинка интерактивна, наведите курсор на карту, чтобы посмотреть все транспортно-пересадочные узлы города.

На ТПУ первого уровня будут представлены все виды транспорта: международный, междугородный, а также внутригородской. Оборудовать их планируется на четырех вокзалах – Витебском, Московском, Ладожском, Финляндском, а также в аэропорту Пулково, в морском пассажирском порту «Морской фасад», на автовокзалах на Обводном и у станции метро «Парнас».

Учитывая, что эти объекты и так представляют собой капитальные сооружения, то для запуска ТПУ в Смольном предлагают провести лишь ряд дополнительных работ. Так, для начала работы транспортно-пересадочного узла на Финляндском вокзале планируется построить подземные переходы к остановкам общественного транспорта, а также оборудовать подземный паркинг под площадью Ленина. На «Парнасе» предполагается возвести автовокзал с автобусной станцией, в Пулково – платформы для прибытия «аэроэкспресса» или скоростного трамвая, на Ладожском вокзале – построить автобусную станцию на Уткином проспекте с обустройством перронов ожидания.

На ТПУ второго уровня можно будет пересесть на любой транспорт, кроме международного. Большинство пересадочных узлов этого типа появятся на базе железнодорожных станций, в том числе в пригородах: в Пушкине, Павловске, Сосновой Поляне, Сестрорецке, Зеленогорске, Красном Селе, Колпино, Понтонном. Часть построят на базе станций, расположенных в Петербурге (Ульянка, Пискаревка, Ручьи, Парголово). Почти во всех случаях для начала работы ТПУ предстоит полностью реконструировать существующий вокзал или построить его, если в настоящее время в этом месте есть только железнодорожная платформа.

Несколько ТПУ второго уровня будут совмещены со станциями метро: «Удельная», «Старая деревня», «Рыбацкое», «Купчино», «Шушары», «Балтийская». Наконец, два узла задуманы для транспортного обеспечения двух крупных инфраструктурных проектов: на базе станции Кондакопшино, недалеко от которой появится город-спутник Южный, а также в районе станции Лахта – в том числе для «Лахта центра».

Около 30 ТПУ третьего уровня будут использоваться только для перемещений внутри города. Их планируется возвести рядом с существующими, строящимися или лишь перспективными станциями метро – «Проспект Ветеранов», «Пионерская», «Проспект Большевиков», «Улица Дыбенко», «Проспект Славы», «Ленинский проспект», «Московская», «Дунайская» и т.д. Где-то для запуска ТПУ потребуется строительство отдельного павильона, где-то пока планируется лишь построить внеуличные переходы и крытые остановки.

Например, на «Удельной» предполагается реконструировать вокзал, объединив его с автобусным кольцом в районе улицы Аккуратова. От метро к ТПУ будет вести крытый внеуличный переход.

Понятно, что построить 60 ТПУ Смольный не сможет даже в самой отдаленной перспективе. Чиновники, понимая это, составили перечень из 11 первоочередных транспортных узлов, которые должны появиться до 2020 года. Так, в промежутке с 2014-го по 2017 год правительство хотело бы запустить ТПУ в Пулково, у «Балтийской» и «Сенной площади». Два первых узла будут создаваться под скоростную электричку «Аэроэкспресс», третий должен появиться в ходе работ по реконструкции Сенной площади, о которых «Фонтанка» уже писала. В период с 2014-го по 2018 год запланировано создание узлов на Парнасе, у строящейся станции метро «Южная», у существующих станций «Площадь Ленина» и «Кировский завод» (с увязкой с перспективной станцией «Путиловская»), а также в районе комплекса «Балтийская жемчужина». На 2020 год отнесено открытие ТПУ у станций «Купчино», «Рыбацкое» и «Удельная».

Впрочем, по словам собеседников в Смольном, сроки, указанные в программе, весьма условные. Первым будет строиться тот ТПУ, на который найдется инвестор. Как надеются чиновники, большинство узлов будут строиться на основе государственно-частного партнерства: частным компаниям предложат возвести необходимую транспортную инфраструктуру, а также коммерческие площади, с помощью которых они и вернут вложения. Однако нужно отметить, что речь идет о весьма внушительных суммах. Так, по оценке Смольного, ТПУ рядом с «Купчино» с 15 000 кв.м коммерческих площадей может стоить 3 млрд рублей. Кроме того, 145 млн придется заплатить за паркинг. И понятно, что вложить такие деньги инвестор захочет только в тот узел, через который ежедневно будет проходить значительное число платежеспособных граждан.

Эксперты также замечают, что Смольный намерен оборудовать все ТПУ паркингами и перехватывающими парковками. Таким образом, часть граждан будут прибывать на пересадочный узел не на общественном транспорте, а на личном. А значит, разгрузить улицы города за счет повышения привлекательности общественного транспорта удастся лишь отчасти. Наконец, создание ТПУ может удлинить путь пассажира от одной остановки к другой: там, где раньше можно было идти напрямик, теперь придется следовать через подземный переход или торговый центр.

Андрей Захаров,

© Фонтанка.Ру