Петербургские дилеры нашли способ заработать

Петербургские дилеры нашли способ заработать

Падение уровня продаж в Петербурге за первое полугодие составит не менее 5%, твердят в один голос эксперты авторынка. На этом фоне вполне закономерным кажется и сокращение уровня производства. По

Падение уровня продаж в Петербурге за первое полугодие составит не менее 5%, твердят в один голос эксперты авторынка. На этом фоне вполне закономерным кажется и сокращение уровня производства. По данным аналитического агентства "Auto-Dealer-СПб", производство легковых автомобилей в Петербурге в I полугодии 2014г. сократилось на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 193,3 тыс. штук. По словам гендиректора агентства Михаила Чаплыгина, во втором полугодии ситуация только ухудшится и падение производства может превысить 5%.

Сервис

В этих условиях дилерские центры вынуждены искать альтернативные источники дохода, а именно - делать ставку на сервис. По словам директора СТО ООО "Олимп" Алексея Белякова, на сегодняшний день доля сервиса по отношению к продажам автомобилей в Петербурга в среднем составляет 40%. По его мнению, эта доля будет расти. "Если говорить в общем, то очевидно, что, чем выше доля сервиса, тем лучше финансовые показатели. Маржинальность сервиса больше изначально по сравнению с продажами автомобилей", - развивает мысль член правления дилерского комплекс "Автополе" Сергей Вайнер.

По словам управляющего директора "Университета продаж" Виталия Новикова, маржинальность сервиса может достигать 40%, а на мелких запчастях - до 200%.

Не гарантией единой

Участники рынка прогнозируют рост востребованности сервисных услуг, связывая его с увеличением срока эксплуатации автомобилей по сравнению с предыдущим периодом.

Но известно, что львиную долю сервисных услуг официальные дилеры оказывают по гарантийным автомобилям. "К официальному дилеру едут, чтобы не потерять гарантию. Соответственно, чем меньше продается гарантийных автомобилей, тем меньше количество гарантированных клиентов", - говорит технический директор "Mitsubishi Рольф Витебский" Вадим Кущенко. В этих условиях дилерские центры вынуждены искать новые способы для привлечения и удержания клиентов. "Мы стараемся привлечь постгарантийные автомобили, чей парк к тому же больше. Создаем специальные программы для гарантийных автомобилей, корпоративные программы, условия по клубным картам и т.д.", - говорит В.Кущенко. Сегодня дилерские центры предлагают автовладельцам сервисные контракты с продлением гарантии и даже специальные цены для автомобилей старше 5 лет.

"Теоретически дилеры должны опустить цену, но сделать это будет сложно, поскольку детали дорожают. Большинство из них делают в Еврозоне или в Китае", - рассуждает В.Новиков. Сергей Вайнер из "Автополе" говорит, что в некоторых случаях дилеры сами загоняют себя в ловушку, увлекаясь демпингом. "Самые большие сложности на страховом рынке услуг, по некоторым брендам страховые компании оплачивают работы на уровне себестоимости для снижения своих расходов", - отмечает он.

При этом А.Беляков предполагает, что хотя некоторые фирмы и снижают стоимость для привлечения новых клиентов, но если компания успешно работает на рынке и показывает высокий уровень сервиса, она может для поддержания высокого уровня обслуживания даже поднять стоимость.

По идее, в такой ситуации серьезными конкурентами дилерским центрам должны стать так называемые "гаражные сервисы", предлагающие услуги по более низким ценам. В первую очередь, покидают центры обслуживания владельцы низкобюджетных автомобилей и обладатели моделей среднего ценового сегмента. "Например, после покупки автомобиля гарантия у тебя 5 лет, но ты уже после года в официальный сервис не идешь. Зачем переплачивать, если можно сделать все тоже самое дешевле", - говорит В.Новиков.

Место под солнцем

Но сказать, что сервисные центры переживают за потерю этих клиентов, все-таки нельзя. Официальные дилеры и "гаражные сервисы" априори не могут конкурировать, говорят эксперты. "Безусловно, среди сотрудников небольших ремонтных мастерских встречаются талантливые "Кулибины". Но, по большей части в маленьких СТО работает посредственный персонал, не обладающий высокой квалификацией. Некоторые мастерские стремятся к достойному уровню предлагаемых сервисных услуг, но далеко не все. Также надо учитывать, что некоторых услуг в гараже в принципе никогда не будет в силу дороговизны оборудования и отсутствия обучения для работы на этом высокотехнологичном оборудовании", - говорит С.Вайнер из "Автополе".

А В.Кущенко из "Mitsubishi РОЛЬФ Витебский" отмечает, что владельцы недорогих авто вообще, как правило, выбирают не между официальным и неофициальным дилером, а между самостоятельным ремонтом и знакомым механиком.

"Сервис автомобилей более дешевого сегмента всегда будет более чувствителен к внешней ситуации, и чем старше становится такой автомобиль, тем чаще задумывается клиент, что выбирать экономию или качество. Чем дороже автомобиль, тем выше требования к квалификации персонала и уровню оборудования", - говорит А.Беляков из ООО "Олимп".

Таким образом, гарантированными клиентами дилерских центров в условиях снижения числа новых и гарантийных авто остается премиум сегмент.

Но и здесь есть своя опасность, имя которой - конкуренция. "За счет увеличения общего объем продаж (в т.ч. и за счет открытия новых предприятий) растет и рынок сервисных услуг. Но чем больше точек обслуживания, тем больше выбор у клиента", - говорит А.Беляков из ООО "Олимп".

Ольга Зарубина