Мутный рынок приведет к неконтролируемому росту цен

Мутный рынок приведет к неконтролируемому росту цен

Санкции Запада и ответное эмбарго со стороны России изменили жизнь компаний из самых разных отраслей. От запрета на Северо-Западе пострадали рыбное и мясные хозяйства, общепит,

Санкции Запада и ответное эмбарго со стороны России изменили жизнь компаний из самых разных отраслей. От запрета на Северо-Западе пострадали рыбное и мясные хозяйства, общепит, транспортно-логистический бизнес, производство хлеба, сладостей, молочных изделий. Как выяснилось, все эти производства импортировали сырье и ингредиенты из Европы, сейчас, столкнувшись с эмбарго, предприниматели пока вынуждены сокращать ассортимент выпускаемой продукции, причем по самым высокомаржинальным позициям. Потребитель, в свою очередь, буквально через несколько недель столкнется с дефицитом некоторых продуктов и ростом цен. А эксперты предупреждают о серьезных долгосрочных последствиях выпадения страны из глобальной экономики. Об этих и других проблемах городской экономики корреспондент РБК-Петербург побеседовала с руководителем исследовательского отдела Леонтьевского центра Ниной Одинг.

На сколько, по-вашему, уязвим для санкций Петербург?

Петербург гораздо сильнее большинства других регионов зависит от импорта. Здесь живет потребитель с куда более высоким уровнем дохода и более избирательным современным типом потребления, развит сектор общественного питания. В других регионах, малых городах культура питания - здорового, сбалансированного - не настолько развита. Кроме того, там люди используют подсобные хозяйства для выращивания овощей.

А с точки зрения бизнеса?

В Петербурге могут пострадать транспортный бизнес, перевозчики, поскольку через город проходит большой объем грузов из стран Евросоюза. Пострадает общепит, особенно хорошие рестораны, которые стараются приобретать качественное сырье. Кондитерская промышленность. Эмбарго скажется даже на производстве хлебобулочных изделий. Хлеб, хлебобулочные изделия - это не только мука, но и различные добавки, улучшители, дрожжевые компоненты, которые импортируются.

Смогут ли продуктовые санкции открыть новые ниши для российских производителей?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала определиться, о каких товарах идет речь. Например, наш цветочный рынок почти полностью обеспечивался продукцией Голландии и Израиля. В России тоже цветы растут, но на рынок в больших объемах не поступают, так как существуют традиционная проблемы качества, стандартов производства и высоких цен. А ту же кондитерскую промышленность просто невозможно своими силами обеспечить всеми компонентами, например, орехами, ягодами. Различные экзотические фрукты, к которым мы привыкли, можно только заменить продукцией из другого полушария, но для этого потребуется время. Да и для мясо-молочного производства требуются корма, сырье, средства переработки.

Но даже если отвлечься от всей этой экзотики, нужно понимать, что сельское хозяйство имеет определенные циклы, и развернуть его вдруг по команде на "раз-два-три" не получится. Кроме того, для расширения сельскохозяйственного производства требуются ресурсы - земля, работники, кредиты, посевной материал, который, кстати, тоже импортируется, как и удобрения. Остаются также вопросы организации доставки и переработки. Нужно учитывать, что в этом году у нас засуха. То есть, сразу и вдруг развернуть производство не получится, да и доступ к кредитам затруднен.

Но дело даже не только в отсутствии средств. Сельское хозяйство - одна из самых непрозрачных отраслей и одна из самых успешных в плане лоббирования. На ее поддержку направляются большие суммы, правда, только крупным производителям, а не мелким фермерам. Сельское хозяйство уже демонстрирует успехи, частные производители производят много сельскохозяйственной продукции. Россия уже вышла на продвинутые позиции на мировом рынке зерна. Но что касается продуктов ежедневного потребления, включая молочные, мясные, фрукты, мгновенной переориентации на собственного производителя не произойдет. В странах юга Европы урожаи несколько раз год, а в странах севера Европы хорошо налажено производство и логистика, что обеспечивает хорошее качество по приемлемым ценам. Теперь этих товаров по крайней мере на год не будет на рынке, конкуренции меньше, но и выбора меньше по более высоким ценам.

В результате, чем чревато эмбарго для потребителя?

Нас ждет сужение выбора. Усилятся монопольные тенденции. Вырастут цены. Мы уже наблюдаем начало этого процесса, хотя пока последствия санкций демпфированы сезоном дешевых овощей и фруктов. И одновременно мы наблюдаем неуклюжие попытки государства как-то отрегулировать процесс ценообразования вплоть до угроз производителям и торговым сетям. Нужно понимать, что отрегулировать цены не удавалось ни руководству СССР, товары просто исчезали, дефицит товаров по государственным ценам породил черный и серый рынки с совсем другими расценками, ни правительству Черномырдина, который попытался в начале ввести госрегулирование цен, но увидев результаты, отменил это решение.

Ждет ли нас очередная эпоха дефицита?

В основном, пока речь может идти только о сокращении ассортимента. Какие-то товары полностью уйдут с рынка, но это заметят только отдельные группы потребителей. В частности, диетические, безглютеновые и безлактозные продукты, которые произведены в странах Евросоюза. Уже появились обращения к руководству страны по поводу отмены эмбарго на определенные виды товаров. Усилятся монопольные тенденции производителей рыбной продукции, молока и мяса, сыров, а это повлечет за собой рост цен.

Эмбарго наложено всего на год, кроме того, стороны в любой момент могут договориться. Как такая непредсказуемость может отразиться на бизнесе?

Нужно понимать, что войдя в какое-то лимитированное санкциями состояние, достаточно трудно вернуться в нормальное русло. Налаженные связи разрушены в одночасье, поставщики ищут обходные пути, это усложняет и удорожает конечный продукт для потребителя. "Мутный" рынок в состоянии турбулентности будет способствовать тому, что тенденция роста цен сохранится и после отмены ограничений. Это играет против экономики, против населения, против стабильности государства.

В основе санкций лежат политические решения, не учитывающие процесс глобализации. В настоящее время производстве большинства товаров, в том числе сельскохозяйственных, задействованы многие производители и поставщики из разных стран. В результате принятые решения, которые, возможно, действительно имеют эффект на политической арене, ударяют по потребителям.

Беседовала Мария Летюхина