В петербургских магазинах и ресторанах резко падает уровень сервиса

В петербургских магазинах и ресторанах резко падает уровень сервиса

Председатель комитета по труду и занятости населения Смольного Дмитрий Чернейко в беседе с корреспондентом РБК-Петербург рассказал о том, чем грозит петербургскому рынку труда набирающий обороты

Председатель комитета по труду и занятости населения Смольного Дмитрий Чернейко в беседе с корреспондентом РБК-Петербург рассказал о том, чем грозит петербургскому рынку труда набирающий обороты экономический кризис, а также почему горожанам будет все труднее найти хорошую работу.

Дмитрий Семенович, сохранился ли рост занятости в некоторых отраслях экономики, о котором вы говорили в начале года?

В начале года трудно было прогнозировать ряд произошедших событий, прежде всего внешнеполитических, которые неизбежно отразились на развитии экономики города.

Очевидно сократился поток туристов, и традиционного сезонного роста в целом ряде отраслей, связанных с услугами, общественным питанием, не произошло. Вместе с тем процессы, которые были обусловлены определенной фазой кризиса, сохранились. Получилось наложение этих факторов друг на друга.

Отразилось ли как-то на рынке труда Петербурга продуктовое эмбарго? Наблюдаете ли вы сокращение персонала в магазинах, ресторанах, кафе?

Серьезных последствий продуктового эмбарго для этих секторов рынка труда Санкт-Петербурга пока не наблюдается, но в специализированных ресторанах и магазинах возможны проблемы. На сфере общественного питания куда сильнее сказались сокращение туристического потока и замедление роста реальных доходов населения. Некоторые продукты подорожали, соответственно их меньше стали приобретать.

Цены в общепите также выросли. В связи с этим спрос в ресторанах и магазинах заметно снизился. Влияние таких процессов на рынок труда очень сложно измерить. Пока сокращения в этих отраслях не являются трендом, но в дальнейшем их можно ожидать.

Сколько, по вашим данным, петербуржцев попали под сокращения с начала года? Дает ли сейчас рынок возможность устроиться на новую работу без потери квалификации?

С февраля по август высвободилось около 11 500 работников. Часть из них трудоустроились на те же предприятия. Отмечу, что критически важных специалистов сохраняют в любых условиях. Безработица в нашем городе по-прежнему остается крайне низкой. Никаких ее скачков за этот период не наблюдалось.

На новою работу возможно устроиться скорее с повышением квалификации, но это требует средств. И здесь есть определенные проблемы, поскольку возможности Службы занятости в этой связи ограничены, а граждане не всегда готовы инвестировать в себя. Работодатели в таких условиях тем более не готовы вкладываться в обучение персонала. Поэтому риск потери квалификации высок, как и риск потери времени на поиск работы. По ощущениям, средний срок поиска работы увеличился. Думаю, к концу года мы подтвердим это расчетами.

В начале года все активно обсуждали повышение производительности труда. Насколько эффективно, по-вашему, этот процесс движется в Петербурге? Готовы ли компании что-либо менять в условиях кризиса?

Ключ к выходу из кризиса всегда лежит в сфере роста производительности труда и сокращения издержек. Руководители предприятий, которые остались на плаву, это понимают. Многие предприятия оптимизируют производственные издержки, сокращают численность и меняют структуру персонала, но одновременно и даже благодаря этому повышается производительность труда.

Недавно комитет по инвестициям отчитался об увеличении инвестиций в экономику Петербурга. Пока нет ответа на вопрос, в какие сферы были самые мощные вливания. Не было ли за последние полгода резкого всплеска вакансий на каком-нибудь рынке Петербурга?

Инвестиции – это не всегда рост количества рабочих мест. Если создается новое предприятие, появляются новые рабочие места, но когда новое предприятие, например, возникает на месте старого, стоит наоборот ожидать высвобождения работников. Поэтому нужно внимательно изучать эти процессы. Пока же мы можем отслеживать только конкретные заявки предприятий, поданные в Службу занятости. Анализируя эти данные, могу сказать, что резкого повышения спроса на работников мы не наблюдаем ни в одном секторе экономики.

Некоторые предприниматели рассказали, что на их предприятиях стали появляться специалисты из КНДР. Знаете ли вы о таких предприятиях и специалистах?

Такие предприятия действительно есть. Например, граждане КНДР трудятся на заводе по переработке пластмасс им. Комсомольской Правды. Есть и другие работодатели, нанимающие подобных работников. Привлекают их на рабочие места, которые россиян не интересуют, но экономике города необходимы. Цена труда граждан КНДР достаточно невысока, а производительность при выполнении определенных видов работ чуть ли не лучшая среди иностранных трудовых мигрантов.

Насколько востребованы сейчас украинские специалисты на рынке труда? В какие отрасли, в основном, уходят работать?

По закону преференций, основанных на национальности, работодатель давать не может. Это запрещено и Трудовым кодексом, и Конституцией. Все зависит от квалификации конкретного работника и ситуации на рынке труда региона. Граждан, вынужденно покинувших территорию Украины, официально в Санкт-Петербурге трудоустроено около 100. Говорить о каком-то потоке не приходится. Большинство вынужденных переселенцев отправляются в другие регионы, где для них есть подходящие вакансии.

Мы наблюдаем на примере потребительской сферы, что за полгода резко снизился уровень сервиса: в магазинах стало меньше продавцов, в ресторанах - немного сократили официантов. Причем это не только в бюджетной сфере, но и в секторе для мидл-класса. С чем вы это связываете? Прогнозируете ли продолжение этого тренда?

К сожалению, прогнозирую. Причины могу назвать две. Во-первых, сокращение числа туристов, а во-вторых, снижение потребительского спроса со стороны петербуржцев. Падение уровня сервиса действительно ощущается повсеместно. На днях мне довелось обедать в ресторане одного петербургского отеля, который в мировом рейтинге считается одним из лучших. Цена на комплексный обед в таком месте естественно немаленькая. При этом уровень сервиса меня и моего коллегу, с которым мы обедали, шокировал. С таким мы давно не сталкивались даже в самых простых забегаловках.

Беседовал Роман Кизыма