Стратегия ошибок: что ждет Петербург через 20 лет

Стратегия ошибок: что ждет Петербург через 20 лет

Петербург должен расти вдвое быстрее, чем Российская Федерация, иначе в рейтинге европейских городов он будет спускаться все ниже и ниже. Такое мнение в ходе урбанистической конференции

Петербург должен расти вдвое быстрее, чем Российская Федерация, иначе в рейтинге европейских городов он будет спускаться все ниже и ниже. Такое мнение в ходе урбанистической конференции «Санкт-Петербург завтра: инструментарий позитивных перемен», поддержанной проектом РБК-Петербург «Будущий Петербург», озвучил генеральный директор Института территориального планирования «Урбаника» Антон Финогенов. Сегодня среди крупнейших городов мира Петербург расположился во второй сотне. Город занимает со 135 по 152 место в рейтинге Globalization and World Cities (GaWC) Ratting - комплексный рейтинг экономического, политического, инфраструктурного и культурного показателей.

Чтобы не потерять Петербург на глобальной карте, городу предстоит разобраться с целым ворохом уже накопленных проблем. В этом году городские власти презентовали «Стратегию социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года», эксперты говорят, что теперь предстоит тщательная настройка предложенной системы под реальные условия, в которых живет Петербург. Пока эта работа протекает малоэффективно - как заметил декан Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Александр Высоковский, есть много несостыковок между независимыми оценками происходящего и параметрами, заложенными в городской стратеги развития.

По мнению ректора Московской школы управления «Сколково» Андрея Шаронова, стратегия должна породить изменения в Генеральном плане и вылиться в диалог между всеми заинтересованными сторонами. Существующий Генплан исчерпал себя как инструмент городского развития.

Жилой беспредел

Сейчас только десятую часть территорий города можно назвать европейским ландшафтом, остальное - среда советской социалистической плановой индустриальной экономики, как в области промышленной застройки, так и в области жилой застройки, говорит А.Финогенов.

По его словам, город только на 35-40% использовал потенциал территориального развития, предусмотренного Генпланом 2005г., причем практически полностью исчерпал возможности для жилой застройки. Подобная градостроительная политика властей привела к дисбалансу и увеличению плотности городской застройки (до 25-27 тыс. кв м на 1 га в новых жилых районах, что в два раза выше оптимального уровня плотности городской застройки).

Если рассматривать уже реализованные жилые проекты, то можно увидеть, что инфраструктурное обеспечение на этих территориях выполнено только на 25-35%, отмечает руководитель института «Урбаника». За последние 15-20 лет в городе не было создано ни одной современной уличной набережной (об этом РБК-Петербург писал ранее Нефасадный Петербург: кто захватил городские набережные). За это время в городе не появилось «ни одного парка в центре города или какого-либо действительно конкурентноспособного городского пространства, - отмечает А.Финогенов. «Это существенный вызов и маркер того, как мы относимся к повышению качества городской среды, в том числе в основном ресурсном центре нашего города - в историческом центре».

Взгляд сверху

Председатель комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга Анатолий Котов, выступавший на конференции с докладом, представил свое видение будущего города, презентовав принятую в мае 2014г. «Стратегию социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года». Она включает достаточно оптимистичный сценарий: за 15 лет бюджет Санкт-Петербурга должен вырасти в три раза, а население – на 20% (до 5,9 млн. чел.). Планируется, что количество станций метро увеличится на 30% (до 89), объемы строительства жилья - на 50%, а плотность улично-дорожной сети - на 20%.

«Сегодня у нас есть 17 госпрограмм на шесть лет до 2020г. И сумма этих 17 программ составляет 4,5 трлн руб.», - отметил А. Котов. Для реализации всех намеченных в стратегии социально-экономического развития города целей также планируется привлечение частных средств.

«Мы избрали большое количество приоритетов: человеческий капитал, качество городской среды, качество государственного управления и взаимодействия с обществом, а также фундамент всего этого — экономический рост. Также планируется изменение системы планирования городского развития — уход от моноцентризма к полицентризму», - ответил А.Котов на вопрос о приоритетных направлениях в городской стратегии.

Такой сценарий развития вызвал вопросы и недоумение у ряда экспертов, присутствующих на конференции. По словам декана Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Александра Высоковского, доклад Котова и оценки независимых экспертов мало в чем пересекаются. Эксперт отмечает, что само наличие стратегии, безусловно, важная ступень для дальнейшего развития города, но документ требует более четких акцентов. "Администрация города не считает нужным отправить ясное и однозначное послание для всех остальных субъектов городского развития. По каким причинам — это другой разговор. Важно на уровне стратегии Петербурга выделить доминанты. Если заниматься сразу всем, то вообще ничего не изменится», - отметил в беседе с РБК-Петербург А.Высоковский.

Присутствующий на конференции вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Мокрецов не смог прокомментировать для РБК обозначенные проблемы, сославшись на плотный график и отсутствие времени.

Комплексный подход

«Городская система требует целого комплекса подходов и взаимоувязывания. Городская среда, велодорожки отдельно не работают, а имплементированные в комплексную политику работают", - объясняет А. Финогенов.

В крупных городах именно инфраструктурные проекты должны стать приоритетом городского развития, считает социолог и экономист, профессор Колумбийского университета и Лондонской школы экономики Саския Сассен. «Даже оптимистичные планы развития метрополитена показывают, что через 5-7 лет, построив еще 10 станций метро, половина населения города не будет обеспечена пешеходной доступностью метро, а это значит, что они сядут в машины, а следовательно транспортные проблемы города усугубятся. Мы должны думать о дополняющих метрополитен магистральных системах общественного транспорта, - призывает руководитель Института «Урбаника». - Крайне важно создать единую систему, которая бы работала в логике мультимодальности, системы, которая бы давала всем жителям города качественную альтернативу личному транспорту. Без единой транспортной системы нам не решить ни задачи полицентричности, ни получить устойчивое развитие города.

Ольга Зарубина