День жестянщика в Петербурге: на чем зарабатывают автосервисы

День жестянщика в Петербурге: на чем зарабатывают автосервисы

Традиционные пробки в Петербурге сегодня усугубились авариями из-за обледеневшего асфальта. Уже в 8 утра сервис "Яндекс.Пробки" отображал более 20 ДТП. Популярность автосервисных услуг в городе резко

Традиционные пробки в Петербурге сегодня усугубились авариями из-за обледеневшего асфальта. Уже в 8 утра сервис "Яндекс.Пробки" отображал более 20 ДТП. Популярность автосервисных услуг в городе резко возросла. РБК-Петербург выяснило, как выглядит структура сервисного рынка в городе, насколько поднимается выручка ремонтников в межсезонье в зависимости от рыночной ниши, в которой работает компания, и кому "день жестянщика" приносит наибольшую прибыль.

Монополисты и мультибренды

По оценке гендиректора некоммерческого партнерства "Ассоциация автосервисов" Константина Алексеева, в Петербурге работает порядка 2,5 тысяч сервисных станций. Часть из них — официальные сервисы дилеров, часть — независимые мультибрендовые компании. По мнению К.Алексеева, независимые сервисы находятся в невыгодном положении, поскольку дилеры монополизировали рынок новых автомобилей и работу по страховкам.

"В июле прошлого года было совещание у вице-премьера Игоря Шувалова с главой ФАС Игорем Артемьевым, на котором обсуждался вопрос о переходе автосервисов на работу по европейскому стандарту, когда любой автосервис, который подходит под параметры, заявленные автопроизводителем, по оборудованию, количеству мастеров и т. д., может аккредитовываться на выполнение технического обслуживания той или иной марки. Но дилеры нас абсолютно не пускают к рынку новых автомобилей", - отметил глава ассоциации.

Дилеры не согласны с такой постановкой вопроса. В одной из крупных российских сетей подчеркнули, что решение об аккредитации сервиса для работы с той или иной моделью принимает исключительно автопроизводитель, исходя из качества обслуживания.

Куски пирога

Управляющий партнер "Университета продаж" Виталий Новиков полагает, что обе стороны отчасти лукавят. "Есть ли ограничение конкуренции со стороны дилеров? Конечно, есть. Они пугают клиента, что в случае обращения в сторонний сервис машину снимут с гарантии", - отметил эксперт. Страховые компании, подтвердил В.Новиков, действительно работают преимущественно с дилерскими сервисами. Объясняется это, по его словам, просто - именно дилеры продают страховки покупателям машин.

С другой стороны, заметил эксперт, по качеству работы независимые сервисы уступают дилерам. Кроме того, у независимых компаний нет недостатка в клиентах - сегодня растет срок эксплуатации автомобилей, растет количество незастрахованных автомобилей. "Многие автовладельцы вообще не хотели бы, чтобы официальный дилер знал, что их машины прошли кузовной ремонт, и обращаются в мультибрендовые сервисы", - добавил он. "В этом году в России продано 2,8 млн новых автомобилей и порядка 4-5 млн автомобилей с пробегом. Таково соотношение кусков пирога," - уточнил эксперт.

Кого поздравлять с "днем жестянщика"

Загрузка автосервисов и их доходы в "день жестянщика" возрастают по-разному в зависимости от сегмента. По словам К.Алексеева, количество обращений в независимые сервисы в межсезонье растет, но выручка возрастает незначительно, поскольку большинство обращений связаны с незначительными повреждениями — царапинами и вмятинами, которые не приносят большой прибыли. Хорошо зарабатывают в эти дни, по его данным, только шиномонтажные мастерские. В течение двух-трех недель осенью и весной, пока идет замена летней резины на зимнюю и наоборот, среднедневная выручка таких мастерских возрастает до 500-700% относительно обычных дней.

В дилерских сервисах картина выглядит несколько иначе. Как рассказала РБК технический директор Mitsubishi РОЛЬФ Лахта Наталья Пучкова, в цехе кузовного ремонта загрузка и выручка в дни массовых ДТП не меняются, поскольку ее преимущественно создают направления страховых компаний. "Процент клиентов, которые приходят на следующий день после аварии и платят наличными, невелик", - уточнила она. Но в целом в сервисах за счет замены шин нагрузка повышается до максимальной. "Клиенты, чье обслуживание подходит чуть раньше или позже совмещают обслуживание с шиномонтажом", - отметила Н.Пучкова.

Мария Летюхина