Бюджет Петербурга - 2015: рост тарифов и падение доходов

Бюджет Петербурга - 2015: рост тарифов и падение доходов

Бюджетно-финансовый комитет петербургского парламента поддержал проект бюджета Петербурга на 2015 год на плановый период 2016 и 2017 годов. Законопроект поступил на рассмотрение депутатов 8 октября

Бюджетно-финансовый комитет петербургского парламента поддержал проект бюджета Петербурга на 2015 год на плановый период 2016 и 2017 годов. Законопроект поступил на рассмотрение депутатов 8 октября 2014 года.

Доходы и расходы

Как отметил в ходе представления законопроекта председатель комитета финансов Смольного Эдуард Батанов, бюджет города в следующем году потеряет часть доходов. Снижение по доходам ожидается на уровне 16,9 млрд руб. В основном, это произойдет из-за подакцизных товаров (10,7 млрд руб.). «Нефтяные» доходы бюджета упадут на 6 млрд руб.

В итоге проект бюджета Петербурга на будущий год предусматривает дефицит в размере 49,9 млрд руб., доходы - в размере 408,1 млрд руб. и расходы в размере 458 млрд руб. Напомним, дефицит бюджета в текущем году составил 62,8 млрд руб.

Примечательно, что впервые с 2012 года Петербург намерен занимать для покрытия дефицита бюджета. Как сообщил Батанов, в 2015 году город будет вынужден выпустить облигации, поскольку переходящих остатков по счетам 2014 года не планируется. Первые транши облигаций в размере 5-10 млрд руб. Смольный планирует выпустить летом 2015 года. Срок заимствования будет зависеть от ситуации на рынке, ориентировочно это 4,5-5 лет.

Бюджет впервые построен на 17 госпрограммах, на которые приходится 92% затрат. На развитие образования будет выделено 94,9 млрд руб. (21%), на развитие транспортной системы — 87,7 млрд руб. ( 19%), на развитие здравоохранения — 70,1 млрд руб. (15%), развитие сферы культуры и туризма — 15,8 млрд руб. (3 %). В целом расходы на социально-культурную сферу, транспорт, жилищное хозяйство составляет 327,2 млрд руб., или 71%.

Согласно проекту бюджета, Адресно-инвестиционная программа (АИП) на 2015 год предполагает расходы в размере 85,9 млрд руб. (в 2014 году — 99,4 млрд руб.). Это около 20% бюджета. Из них 20,7 млрд руб. пойдут на объекты метрополитена. В 2016 году АИП составит 91,4 млрд руб., в 2017 — 78,4 млрд руб.

Кстати, почти все проекты по строительству дорог и развязок, включенные в АИП комитетом по развитию транспортной инфраструктуры, были начаты в 2014 году или ранее. Ни одного нового «автомобильного» проекта АИП не предусматривает. Правда, в 2015 году планируется начать реконструкцию трамвайных путей под ускоренный режим движения. В 2015г. на эти цели выделяется 116,9 млн руб., в 2016 и 2017гг. - по 100 млн руб.

Дорогие дороги

Субсидии на общественный транспорт на 2015 году предусмотрены в размере 22,3 млрд руб., по сравнению с 2014 годом они увеличились на 2,3 млрд руб. На приобретение вагонов метрополитена предусмотрено 2 млрд руб., трамвайных вагонов — 586 млн руб., автобусов — 948 млн руб.

Как отметил Э.Батанов, субсидии «сформированы из расчета роста стоимости тарифа на 3 рубля. Если рост будет выше, то субсидии могут быть сокращены», - отметил он. В случае роста тарифа на 3 рубля, стоимость проезда в метро составит 31 рубль, в наземном транспорте — 28 рублей.

Расходы на метростроение на 2015-2017 годы планируются на уровне 255,8 млрд руб., в том числе 85,9 млрд руб. - на 2015 год. По сравнению с 2014 годом увеличение расходов составило 1,5 млрд руб.

На строительство метро по линии комитета по транспорту в АИП запланированы расходы на участок от «Спасской» до «Большого проспекта» (4,5 млрд руб. в 2015г. и по 6 млрд руб. в 2016 и 2017г.) и на участок от «Приморской» до «Савушкина», включая «Новокрестовскую» (4 млрд руб. в 2015г., 4,4 млрд руб. - в 2016г. и 4,8 млрд руб. - в 2017г.).

На Красносельско-Калининскую линию в 2015-2017 годы выделяется 4,6, млрд руб., 6 млрд руб. и 7 млрд руб. соответственно, на продолжение Фрунзенского радиуса до станции «Южная» — 2,7 млрд руб., 2 млрд руб. и 1,8 млрд руб. соответственно. Кроме того, 1,1 млрд руб. будет потрачено в 2015г. на достройку второго выхода со «Спортивной».

Дефицит растет

Ранее Э.Батанов не исключал возможности увеличения дефицита бюджета в рамках второго чтения, поскольку в расходах не были учтены объекты, по которым на момент подготовки законопроекта не были готовы проекты. Это продолжение набережной Макарова, реконструкция Тучкова моста, строительство обхода Красного Села. При этом на наб.Макарова Смольный запросил софинсирование из федерального бюджета, но решение еще не принято.

Предельно возможный дефицит для Петербурга составляет 59 млрд руб. Впрочем, Э.Батанов добавил, что Смольный не собирается выбирать эту норму полностью и постарается перераспределить расходы. Кому в таком случае придется "затянуть пояса", чиновник не уточнил.

Критика бюджета

Контрольно-счетная палата Петербурга уже проанализировала бюджет. Как отметила сегодня зампредседателя ведомства Юлия Русакова, аудиторы нашли в проекте городского бюджета около 450 несоответствий и нарушений. В частности, КСП обратила внимание на заниженный учет Смольным собираемости налогов. В случае 100% собираемости, доходы превысят ожидаемые на 10 млрд руб., сообщили в ведомства, призвав чиновников и депутатов активнее работать с налоговым администрированием.

Кроме того, КСП обнаружила, что в инвестпрограмму на будущий год включены 9 объектов на 2,8 млрд руб. без утвержденной сметной и проектной документации. Вызвали вопросы у аудиторов и субсидии перевозчикам, на которые Смольный предусмотрел свыше 20 млрд руб. на 2015г., при том что сам рост тарифа на 3 рубля еще не утвержден. Экспертиза на обоснование роста тарифа появится только в середине ноября.

По словам чиновников, большая часть нарушений уже исправлена.

Ольга Зарубина