Культурная общественность города готова принять пограничника

Культурная общественность города готова принять пограничника

Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко подтвердил информацию о назначении на должность вице-губернатора, курирующего сферы культуры, образования, спорта, науки и молодежной политики, Владимира

Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко подтвердил информацию о назначении на должность вице-губернатора, курирующего сферы культуры, образования, спорта, науки и молодежной политики, Владимира Кириллова, в последние годы возглавлявшего Росприроднадзор, до того руководившего администрацией Выборгского района Ленобласти, а начинавшего карьеру в погранвойсках. «Фонтанка» собрала экспертные мнения руководителей культурных учреждений Петербурга о новом профильном чиновнике.

Как ни удивительно, фигура Владимира Кириллова – человека, которого профессионалом в сфере культуры даже с большой натяжкой не назовешь, – не вызвала не только яростного протеста, но была принята с надеждой. Большинство руководящих работников отрасли высказалось в том ключе, что, как минимум, новый вице-губернатор – коренной петербуржец и не будет изрекать оговорок вроде «Расстрельных колонн».

– Я думаю, что хуже, чем было в наши все-таки «нерасстрельные» времена, быть не может, – сказала «Фонтанке» главный редактор киностудии «Ленфильм» Светлана Кармалита.

И можно было бы допустить, что Светлана Кармалита высказывает несколько пристрастное мнение – ведь, несмотря на то, что Кичеджи публично опроверг якобы озвученное им предложение Алексею Герману-старшему покинуть город, отношения прежнего вице-губернатора с семьей выдающегося российского кинорежиссера приемлемыми не были. Однако, как оказалось, Кармалита озвучила точку зрения большинства респондентов.

Председатель петербургского отделения Союза театральных деятелей РФ Сергей Паршин, с иронией упомянув все те же «расстрельные колонны», выразил надежду, что господин Кириллов знает, кто такой Темирканов, не будет называть Ахматову Анной Сергеевной и не будет против того, что на Московском вокзале прибывающие в город поезда встречает «невеселая мелодия» глиэровского «Гимна великому городу». «Я думаю, с Кирилловым полегче будет, – сказал Сергей Паршин. – Очень хотелось бы уважительного, внимательного отношения к культуре, тем более в таком городе». В прошлом коллега Сергея Паршина по Театру драмы им. А.С. Пушкина (ныне – Александринский театр), а сейчас занимающий серьезный пост директора музейного комплекса «Исаакиевский собор» Николай Буров сообщил, что обсуждать фигуру нового смольнинского чиновника до его утверждения ЗакСом не считает возможным, но уточнил, что знает его с хорошей стороны.

Генеральный директор «Ленфильма» Эдуард Пичугин высказал мнение, что довольно странно второй раз подряд назначать на этот стратегически важный для города пост человека, который не имеет профессионального отношения к культуре, но в то же время подчеркнул, что, по его сведениям, Владимир Кириллов – человек живой и мобильный, как характеризуют его сподвижники по «Единой России».

Художественный руководитель Театра им. Комиссаржевской Виктор Новиков, как и Паршин с Кармалитой, не обошелся без нелестных отзывов о прежнем начальнике: «Я не могу комментировать фигуру Кириллова как деятеля культуры, потому что никогда о культуре с ним не разговаривал, но, насколько я его знаю, он – и это очень важно – человек приличный, совсем не такой, как его предшественник». По мнению Новикова, главная проблема Кичеджи была даже не в отсутствии элементарного образования в сфере культуры, а в неумении наладить работу профильных комитетов, назначив на ключевые посты людей, способных решать проблемы. В качестве примера нерешенной проблемы, с которой Виктор Новиков не раз обращался в Смольный, худрук Комиссаржевки привел одну цифру: зарплата ведущих актеров в его театре на сегодняшний день составляет 21 тысячу рублей. В качестве другого – уже глобального – совершенное отсутствие идеологии в культурной сфере.

Довольно значительное число руководителей в культурной сфере отказались комментировать назначение просто потому, что вчера на страницах «Фонтанки» впервые в жизни прочли имя – Владимир Кириллов. «Я его не знаю совершенно», – сказал директор Русского музея Владимир Гусев. Ровно той же формулировкой встретили вопрос автора этих строк о новом начальнике директор Театра им. Ленсовета Валерий Градковский и его главный режиссер Юрий Бутусов, директор Молодежного театра Лилия Семенова, художественный директор Театра-фестиваля «Балтийский дом» Марина Беляева. А директор Большого театра кукол Александр Калинин, высказав ту же мысль, добавил: «Являясь членом художественного совета города по театрам, я готов помогать новому вице-губернатору как можно скорее пройти период адаптации, сделать так, чтобы ему удалось в кратчайший срок вникнуть в суть наших проблем, потому что проблем действительно немало, и они требуют скорейшего решения».

Суммарное мнение театральной общественности, надо признаться, удивило – даже не тем, что люди, настрадавшись от одного начальника-непрофессионала, готовы тут же принять другого непрофессионала, просто потому что человек он вроде бы неплохой. А тем, что никто не попытался сформулировать свои требования к чиновнику на этом важнейшем посту. Точнее, только два человека высказали мнение, в котором «правильный» вице-губернатор хотя бы померещился. Один из них – директор Театрального музея Наталья Метелица, которая, уточнив, что имя Кириллова услышала впервые, никогда и нигде с ним не пересекалась, высказала пожелание, чтобы этот пост занимал человек с высшим гуманитарным образованием. «Это может быть историк, философ или филолог. Но это было бы правильно в городе таких всемирно известных театров, музеев, научно-исследовательских институтов, как Петербург. Сейчас я могу только надеяться, что новый вице-губернатор проявит те качества, которые и должен проявлять чиновник в этом кресле: способность принимать взвешенные решения, отстаивать позицию, что культура – это главный бренд Петербурга, и отчисления из бюджета на культуру надо не сокращать, а увеличивать. Ну и, конечно, если принимать такое хозяйство, то начинать надо с «объезда владений». Объехать все музеи, просмотреть хотя бы основные спектакли в театрах – и выработать тот системный подход к культуре Петербурга, без которого ни одной насущной проблемы не решить».

Вторым спикером, расставившим элементарные точки над i по поводу губернаторского выбора, оказался директор Санкт-Петербургской филармонии Илья Черкасов, сказавший следующее: «Я бы не требовал от вице-губернатора глубокого знания всех отраслей, которые он курирует, – отраслями должны рулить профильные комитеты, а дело вице-губернатора – наладить работу этих комитетов, быть вменяемым и уметь слушать профессионалов. Я думаю, что Кириллов – человек вменяемый, знаю, что у него есть опыт системной работы в крупном регионе. Но в то же время совершенно очевидно, что это не фигура Владимира Петровича Яковлева в плане причастности к общему культурному процессу и встроенности в общесоциальную среду – это понятно».

Такой ход мыслей действительно понятен и совершенно очевиден. Непонятно, почему о необходимости на этом посту чиновника, «причастного к общему культурному процессу и встроенного в социальную среду», не кричат все до одного руководители учреждений культуры, обсуждая «слугу народа», чья работа (в том числе и период длительного «вгружения» в проблемы петербургской культуры) будет оплачиваться из средств налогоплательщиков. Трудно себе вообразить, чтобы в Петербурге не нашлось человека, которому не пришлось бы «объезжать владения» и устраивать ликбез по ситуации в городской культуре и смежных с ней отраслях. Но сказать об этом губернатору оказалось некому. Так что в ответ на неизживаемый идеализм руководителей (надеюсь, что в данном случае это именно он, а не что-то менее достойное) остается только повторить риторический некрасовский вопрос: «Чем хуже был бы твой удел, когда бы ты менее терпел?»

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»