Выставка «ЭКФРАСИС»

Выставка «ЭКФРАСИС»

28 ноября 2014 – 15 февраля 2015 Главный Штаб, Дворцовая пл. 6-8 Слово «экфрасис» происходит от древнегреческого глагола, означающего «высказываю, выражаю». В

28 ноября 2014 – 15 февраля 2015
Главный Штаб, Дворцовая пл. 6-8

Слово «экфрасис» происходит от древнегреческого глагола, означающего «высказываю, выражаю». В искусствознании экфрасис – прием, состоящий в описании произведения изобразительного искусства или архитектуры в тексте; в культуре – это в широком смысле воспроизведение одного вида искусства средствами другого.

Настоящая выставка, подготовленная к юбилею Государственного Эрмитажа Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа совместно с Государственным центром современного искусства, посвящена проблематике экфрасиса в современном видео. Объектом изучения здесь является музей с его уникальной природой и общественными функциями. Музей сегодня – сложный организм, который уже давно не просто «хранит и изучает произведения искусства». Современный музей вовлечен в сложную структуру многообразных социальных, культурных и экономических связей. Музей предполагает особые ритуалы поведения и предписывает своим зрителям особые, строго оговоренные формы «потребления» искусства. Но музей, увиденный современным художником, – это нечто большее: и архитектурный памятник, и образовательная площадка, и исследовательский центр, и средство фомирования исторический памяти, и вечное пространство диалога посетителя, искусства и художника.

Как описать музей во всей полноте его многообразных функций? В представленных работах взгляд художника становится инструментом для изучения способов взаимодействия посетителя, музея, искусства и его создателя. Видео на выставке представляют собой экфрасис – описание музея с помощью произведений искусства, выставленных в нем. Принято считать, что в диалоге современного художника с музеем всегда побеждает музей, ибо художник смертен и все равно окажется в его исторических стенах. Проект «Экфрасис» показывает, что последнее слово может остаться и за художником, тщательно выстраивающим тот образ музея, который должен войти в историю.