В петербургских магазинах замаячил призрак у.е.

В петербургских магазинах замаячил призрак у.е.

Россиян испугали новости о том, что в некоторых магазинах появились ценники в условных единицах. «Фонтанка.ру» нашла примеры и в петербургских магазинах, однако в этих компаниях утверждают, что

Россиян испугали новости о том, что в некоторых магазинах появились ценники в условных единицах. «Фонтанка.ру» нашла примеры и в петербургских магазинах, однако в этих компаниях утверждают, что такая практика существует уже давно. Хотя в законе о защите прав потребителей говорится, что цены могут отражаться только в рублях.

В минувшие выходные в социальных сетях широко обсуждалось появление в нескольких московских магазинах нерублевых ценников. Как сообщалось, китайский автопроизводитель JAC Motors стал указывать на своем русскоязычном сайте цены в долларах, а в одном из магазинов стройтоваров в подмосковных Химках были замечены цены в у.е. Такая новость вызвала обеспокоенность потребителей и заставила вспомнить 90-е, когда из-за постоянного падения курса рубля указание цены в у.е. было нормой.

Как выяснила «Фонтанка», среди петербургских предпринимателей также есть компании, которые используют условные единицы и указывают цены в иностранных валютах.

Так, в компании «Балтик Лайт», специализирующейся на продаже и установке световых решений, указывают в у.е. стоимость товаров, приобретаемых у зарубежных поставщиков (1 у.е=1 $). Оплата производится по курсу ЦБ РФ на день платежа + 2%. Однако такая практика существует с момента основания в 1995 году, подчеркнули в компании. При этом цены на товары российских производителей указаны в рублях.

В компании «Комплекс-бар», осуществляющей продажу товаров и оборудования для баров и ресторанов, также используют условные единицы более 15 лет. «Другое дело, что стоимость условной единицы несколько лет оставалась стабильной, а сейчас мы корректируем ее курс каждые 2-3 недели», – пояснили в компании. Сейчас стоимость условной единицы для Петербурга составляет 62 рубля, для Москвы — 60 рублей.

На сайте еще одного интернет-магазина, специализирующегося на продаже продуктов питания популярных зарубежных брендов Love is, Dr Pepper и др., цена на товары с лета 2014 года отображается как в рублях, так и в долларах, евро и йенах. Впрочем, как подчеркивает основатель проекта Александр Погорельцев, данный сервис не связан с ослаблением рубля, а служит «исключительно для удобства покупателей». Сейчас курс валют в интернет-магазине фиксирован, однако в дальнейшем предприниматель рассматривает возможность привязать его к курсу ЦБ.

Впрочем, предприниматели признают, что постоянное повышение цен поставщиками из-за ослабления рубля стало настоящей головной болью. «Только за декабрь цены менялись несколько раз, мы не успеваем обновлять цены на сайте», – говорит менеджер интернет-магазина е14 Дмитрий Кравченков. Однако использование нерублевых ценников в компании считают невозможным, поскольку это противоречит российскому законодательству.

Так, в статье 10 закона "О защите прав потребителей" говорится, что информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать в том числе «цену в рублях и условия приобретения товаров».

Туристические компании, по бизнесу которых ослабление рубля ударило одним из первых, указывают цены в иностранной валюте, правда, пока только в рекламных коммуникациях. Как рассказали в компании St. Peter Line, в этом году в предновогодний период количество проданных билетов сократилось на 10-15% по сравнению с прошлым годом. «Люди боятся ехать, так как из-за быстрого изменения курса не могут прогнозировать свои траты», – говорит Андрей Мушкарёв, коммерческий директор компании. В результате компания решила зафиксировать курс евро на месяц: в ноябре – на отметке 50 руб., и на отметке 60 руб. в декабре, включая стоимость услуг на борту.

По техническим причинам

Крупные торговые сети также не намерены переходить на нерублевые ценники.

В Х5 Retail Group сообщили, что считают невозможным использование валютных ценников, поскольку это противоречит закону "О защите прав потребителей".

По мнению исполнительного директора сети «Петрович» Виктора Адамова, указание цен в у.е. имеет смысл только для компаний, которые работают по предзаказу, доставляя из-за границы товары люксового сегмента. «Для них потери из-за разницы в курсе могут быть существенны. Наш же ассортимент на 80-90% – это российские закупки, поэтому мы продолжим указывать цены в рублях», – пояснил он.

«Информационные системы больших компаний настроены на рублевый учет, я даже не представляю, как вести бизнес в других единицах», – отмечает совладелец сети «Техносила» (ранее «Техношок») Виктор Гордейчук. Впрочем, использование условных единиц в маркетинговой коммуникации топ-менеджер считает хорошей идеей. «Это может быть хорошим ориентиром для потребителя по цене на значимые товары», – говорит он.

«Практика указания цен в условных единицах существовала в нашей сети в 90-е, но сейчас мы не намерены к ней возвращаться», – заявил совладелец сети компьютерных магазинов «Кей» Михаил Иващенко. По его словам, хотя поставщики уведомляют об изменениях цен «практически ежедневно», проблем с изменением цены в интернет-магазине у ретейлера нет.

В «Метрике» отмечают, что указание цен в у.е. или иностранной валюте попросту неудобно для покупателей.

Законно или нет?

По словам партнера юридической компании Baker & McKenzie Максима Калинина, в российском законодательстве отсутствует четкая норма относительно того, можно ли использовать условные единицы при определении цены товара.

Так, помимо закона "О защите прав потребителей", существует постановление правительства об утверждении правил продажи отдельных товаров, где просто отмечается, что потребителю должна быть предоставлена наглядная и достоверная информация об оказываемых услугах, ценах на них и условиях оказания услуг.

«Таким образом, нельзя с уверенностью утверждать, что, если в условиях гиперинфляции продавец укажет цену в условных единицах и рядом напишет стоимость у.е. в рублях, суд сочтет это незаконным», – говорит Максим Калинин.

Кроме того, по словам юриста, если цены в у.е. указаны на сайте ретейлера, это не обязательно является публичной офертой, а стало быть – официальным указанием цены товара.

Галина Балова, для «Фонтанки.ру»