Городовой - все новости дня

Настенная живопись

Читать на Городовом
как средство от настенной литературыЛеонид РОМАНОВИЧЗаборов и стен у нас много. И часто на них написаны разные слова. Бывает, что добрые, скажем, воспетая Олегом Митяевым фраза: «С добрым утром, любимая».

как средство от настенной литературы
Леонид РОМАНОВИЧ

Заборов и стен у нас много. И часто на них написаны разные слова. Бывает, что добрые, скажем, воспетая Олегом Митяевым фраза:
«С добрым утром, любимая». Или остроумные — например, из окна электрички я как-то видел громадную надпись «Антропшино — центр Вселенной». К сожалению, гораздо чаще встречаются совсем другие выражения, примеры которых на страницах газеты привести нельзя.
До недавнего времени то же самое было и на стене дома № 74 по Бухарестской улице, где располагается подростковый клуб «Романтика». Но после конкурса граффити, прошедшего в рамках программы «Мир без наркотиков», новые надписи здесь, скорее всего, не появятся.

Дом № 74 — обычный магазин брежневской постройки. Стены замечательного пепельного цвета, в которые к тому же въелись грязь, пыль и выхлопные газы последних тридцати лет. Рядом громадные железные двери гаража унылого серого цвета. Кажется, сам бог велел подойти и написать что-нибудь нехорошее...

\

У стены стоят трое подростков. Длинные волосы, рубашки навыпуск, в руках банки пива. Глядят на стену и о чем-то переговариваются. На руках — резиновые перчатки. Потом один из них прыскает из банки на стену...

\

А, это не пиво! В руках у ребят баллончики с краской-распылителем, а кусок стены перед ними — почти готовое полотно на тему спорта. Рисунок не очень сложный — надпись sport, баскетбольный мяч, площадка...

\

— Я-то свою работу закончил, теперь другу помогаю, — объясняет один из парней, на шаг отходя от стены. — Мы втроем из художественно-реставрационного лицея.

\

— А граффити кто-нибудь из вас занимается?

\

— Из наших — только я. Здесь вообще одни любители. У меня друзья увлекались, я посмотрел: клево, я тоже так хочу! Я вхожу в команду, или, как говорят, crew.

\

— И где рисуете?

\

— Ну, в разных местах, — лукаво улыбается парень, быстро (но при этом плавно) нанося очередную линию. — Чаще, конечно, ночью.

\

— Неприличное что-нибудь рисуете?

\

— Да нет. Написать на заборе слово из трех букв — тут ума большого не надо. Кое-что иногда, конечно, делаем... сомнительное — так, для прикола...

\

Между тем вдоль всей стены кипит работа. Рисунки наносят не только на стены, но даже на железную дверь клуба «Романтика». По железу работать тяжелее, чем по кирпичу, поверхность ровнее, краска плывет, хуже держится. А те, кому на стене места не хватило, рисуют на совсем неподходящей поверхности — асфальте.

\

— На стену попали только призеры конкурса, — объясняет директор клуба Алла Гаврилина. — Они определялись по эскизам, которые делаются на бумаге (на жаргоне граффитистов — sketches).

\

— А как вообще возник этот конкурс?

\

— Началось все с того, что нас сосед попросил, Владимир Васильевич, бизнесмен. У него здесь гараж, и там постоянно появлялись надписи «наскальные». Он и предложил: давайте я вам куплю краску, подарки, и организуем конкурс. Пусть это будет культурно и красиво. Потратил он, не буду говорить сколько: один баллончик краски стоит 85 — 150 рублей. Это же специальная краска, долговечная. Причем мы хотели, чтобы это делали не художественные школы, как обычно, а просто дети с улицы. Поэтому разослали приглашения во все школы Фрунзенского района. Дали полную свободу, только тему обозначили: «Любовь, жизнь, здоровье, романтика, спорт».

\

— Продолжение какое-нибудь будет?

\

— Конечно, хотелось бы. Но найти стену — это проблема. Выйти на улицу — это бог знает какое разрешение надо получать. Другое дело — строительные заборы. Они ведь уродливые, вид портят. Почему не дать их детям? Обидно, что нас не понимают многие взрослые. Вот на гараже были два «любимых» русских слова написаны... Наш ребенок закрашивает и выводит слово «любовь», а его бранят! Что, до этого лучше было?!

\

Посмотреть на работу своих детей пришли и многие взрослые. Вот, например, бабушка наблюдает за внуком.

\

— Женя у нас вообще много рисует. Часто даже на уроках, вместо того чтобы заниматься... Мы его, конечно, ругаем... Может быть, и зря.

\

— А на стенах часто рисует?

\

— Что вы! Он у нас приличный ребенок!

\

Сам Женя, парень лет тринадцати, работает в простом жанре, так называемом Bubble Letters, или «баблики», — надпись Victoria, выполненная в двух цветах, приятные слегка округлые буквы...

\

— У нас компания, но рисую только я, — рассказывает он. — В Купчине есть пустырь с гаражами, обычно уходим туда.

\

— На машинах пробовал рисовать?

\

— Я везде пробовал! — гордо говорит художник. — Если на машинах, то выбираем обычно брошенную, вроде этой, — кивает на разбитую «копейку».

\

По дороге к метро прохожу через Парк Победы. Солнце, просвечивающее сквозь деревья, осенние листья под ногами — красота. Но тут взгляд упирается в желтую стену павильона, на котором нацарапано загадочное БАГГИ-SUPER. Не знаю, что это значит, но яркая красочная стена с Бухарестской улицы выглядит приятнее. Может, и правда — пусть дети рисуют?

\

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА