Городовой - все новости дня

Не жизнь, а цирк сплошной

Читать на Городовом
Главный режиссер петербургского Цирка на Фонтанке Алексей Сонин отмечает 70-летие Он не надевает клоунских костюмов, не делает сальто-мортале под потолком и не скачет на лошадях.

Главный режиссер петербургского Цирка на Фонтанке Алексей Сонин отмечает 70-летие

Он не надевает клоунских костюмов, не делает сальто-мортале под потолком и не скачет на лошадях. Но от него зависит все то, что происходит каждый вечер на манеже петербургского Цирка на Фонтанке. Потому что Алексей Сонин - главный режиссер. И он провел в этих стенах 40 лет, а сегодня отмечает свое 70-летие.

Часы от маршала Жукова
\
- В первый раз я пришел в цирк совсем маленьким, очевидно, на руках у мамы, сам я этого не помню. А после войны, мальчиком, смотрел в цирке все программы. Отец хотел, чтобы я был артистом балета, потому что он очень любил театр и, в частности, балет. Меня отдали в 9 лет в Вагановское училище. Закончил в 1954 году, был принят в Малый оперный театр им. Мусоргского, тогда Михайловский. А через два месяца забрали в армию. Отслужив два месяца солдатом, попал в Ансамбль песни и пляски Ленинградского военного округа, а потом в Румынию. Однажды к нам приехал маршал Жуков и, посмотрев наше выступление, наградил всех именными часами «Победа».

- Уже в армии я начал готовиться к поступлению на режиссерский факультет в наш Театральный институт. Режиссура меня интересовала уже давно: у отца была хорошая библиотека по истории театра, а в эвакуации я с мамой находился при Театре им. Пушкина, Александринском, - мама работала там в отделе кадров. Я сидел на репетициях, смотрел вечерами все спектакли, в которых принимали участие Черкасов, Скоробогатов, Симонов, Меркурьев - все знаменитые тогда артисты. И вот когда после театрального института я работал у Владимирова в Театре им. Ленсовета, поставил спектакль «Женский монастырь» с Алисой Фрейндлих в главной роли. По жанру это был мюзикл, но тогда этого слова не было в обиходе, называлось «музыкальная комедия». Работал и как режиссер в драматических кружках в техникумах. И директор цирка, узнав, что я поставил в Театре эстрады несколько номеров оригинального жанра и две эстрадные программы, позвонил мне и предложил работу в цирке.

Из Олега Попова\ я сделал балерину
\
- Я успел застать самых знаменитых артистов цирка, и даже поработать с ними. Например, с таким изумительным артистом, каким был Карандаш, или Михаил Николаевич Румянцев. Перед любым представлением он осматривал каждого артиста, и если кто-то, не дай бог, бывал плохо выбрит или в неотглаженном костюме, неопрятным, говорил: «А вы сегодня работать не будете!»

В Юрии Владимировиче Никулине сочетались великолепное чувство юмора и безграничная доброта. Однажды я ставил одну из программ для гастролей в Финляндии в 1977 году. Там у него случился сильнейший приступ радикулита, он только что не кричал. Врачей нагнали, но не отменили ни одного представления.

А Олегу Константиновичу Попову я помог поставить балетную репризу. Партнер Попова ждал любимую на свидание. Любимая, которую играл Попов, опаздывала. Потом выбегал Олег в балетной белой пачке и начиналось любовное адажио. Вдруг героиня Попова замечала в зале красивого мужчину с цветком. Зритель бросал этот цветок на манеж, героиня Попова кидалась к цветку, а потом устремлялась к этому зрителю. Партнер перехватывал цветок, топтал его ногами под «Тореадора», потом доставал бутафорский пистолет и стрелял. Пуля медленно летела, попадала Попову в сердце, и тот умирал. Партнер взваливал его на плечо, уносил за кулисы и, уже уходя, брал по дороге огромную лопату. Когда Попов вернулся с гастролей во Франции, он сказал: «Слушай, там эта реприза проходила на ура!» И подарил мне запонки. Надо сказать, что получить какой-либо подарок из рук Попова - это большая редкость, потому что он был жадноват...

Елена ЛИВСИ.
livsi@kppublish.ru
Фото Стаса ЛЕВШИНА