Городовой - все новости дня

Корифей чудотворного хораСегодня исполняется 70 лет народному артисту СССР Владиславу Чернушенко

Читать на Городовом
Сегодня исполняется 70 лет народному артисту СССР Владиславу ЧернушенкоСергей СЛОНИМСКИЙТридцать лет назад старейший русский хор переживал едва ли не самый острый кризис за всю свою историю.

Сегодня исполняется 70 лет народному артисту СССР Владиславу Чернушенко
Сергей СЛОНИМСКИЙ

Тридцать лет назад старейший русский хор переживал едва ли не самый острый кризис за всю свою историю. Приход дирижера Владислава Чернушенко в нашу славную Капеллу оказался для творческого коллектива спасительным. Стремительный взлет художественного уровня, бурное расширение репертуара, выдвижение новых ярких солистов, выравнивание звучания всех групп хора и общего их ансамбля — все это на наших глазах осуществлял сравнительно молодой, но уже зрелый мастер.

Можно без преувеличения утверждать, что нынешний хор Капеллы — лучший из больших русских хоров нашего времени — является созданием и гордостью его художественного руководителя. Возродив симфоническую традицию петербургской Капеллы, Чернушенко создал и вырастил превосходный молодой оркестр. Общаться, сотрудничать с артистами и хора, и оркестра — большое событие и редкая честь для каждого музыканта, будь то композитор, солист или дирижер.

\

Владислав Чернушенко — музыкант универсального масштаба. Он потрясает слушателей и в «Реквиемах» Моцарта и Верди, и в «Кармине Бурана» Орфа, но более всего в родной отечественной музыке, классической и современной. Вершины исполнительского искусства Чернушенко и его чудотворного коллектива — «Всенощная» Рахманинова, хоровые концерты Бортнянского, духовные песнопения ХVI — ХVII веков, в том числе образцы знаменного роспева и партесного концерта, расшифрованные современными знатоками. Мощные вокально-симфонические фрески Танеева и Прокофьева находят живое продолжение в «Поэме памяти Есенина» Свиридова и «Слове о полку Игореве» Пригожина, созданных в 1950 — 1960-е годы.

\

Возрождение творческого наследия больших русских мастеров — одна из серьезных задач, решаемых Чернушенко. В конце 1980-х годов впервые после давней исторической премьеры в исполнении хора Капеллы ярко прозвучала грандиозная «Блоковская» симфония Щербачева (кстати, учитель Чернушенко профессор Мусин, как и его сверстник Мравинский, были учениками композитора Щербачева). В свои концертные программы мастер неоднократно включал крупные сочинения Арапова и Салманова.

\

Имя Чернушенко для большинства его поклонников связано в первую очередь с хоровой музыкой. Но он столь же великолепен как симфонический дирижер. Мне хотелось бы особо отметить его роль в возрождении музыки Глазунова, лидера и благодетеля русской музыкальной жизни трех первых десятилетий минувшего века. Как симфонист и как хоровик, он творчески дружит и сотрудничает со многими современными композиторами. Он щедро дает премьеры наших сочинений, держит в репертуаре то, что полюбилось слушателям. И все же главное — это Капелла. Такие солисты хора, как Петр Мигунов, Олег Трофимов, Дарья Лейбова, сделали бы честь любому оперному театру. Замечательные мастера выросли и в оркестре, назову хотя бы арфистку Ирину Донскую.

\

Очень обидно, что до сих пор петербургской Капелле не присвоен официальный статус национального достояния, каковым замечательный коллектив реально давно является. Его гастроли по миру проходят блестяще и всюду поддерживают славу и честь русского искусства. Мы, петербургские музыканты, давно просим у власть имущих уравнять статус Капеллы с лучшими нашими оркестрами, театрами и коллективами (такими, например, как «Березка» или Ансамбль песни и пляски имени Александрова), обладающими статусом национального достояния. Хочется верить, что это случится. Ведь нельзя переоценить тот вклад в мировую культуру, который внесли старейший русский хор и его признанный сегодняшний лидер Владислав Чернушенко.