Городовой - все новости дня

Юбилей здесь ни при чем

Читать на Городовом
Петербургскому дирижеру Николаю Алексееву исполнилось пятьдесятС 2000 года он постоянный дирижер заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии.

Петербургскому дирижеру Николаю Алексееву исполнилось пятьдесят

С 2000 года он постоянный дирижер заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии.
А до этого 15 лет работал в Ульяновске, где руководил местным оркестром. Победитель самого престижного дирижерского конкурса «Фонд Герберта фон Караяна». Завтра в Большом зале Филармонии состоится концерт, где Алексеев будет дирижировать Симфонией № 25 Моцарта и Пятой симфонией Шуберта, а также Третьим скрипичным моцартовским концертом, где солистом выступит Лев Клычков.

— Только не надо называть это юбилейным концертом, — говорит Алексеев. — Если бы задумал отмечать на сцене свой юбилей, взял бы более комфортную для себя программу. Не ставил бы в майские концерты произведения, которые в Питере исполняю впервые. Это всегда ответственно и очень непросто. Так что юбилей здесь ни при чем.

\

— Недавно ваш коллега Владимир Зива сказал, что пятьдесят лет для музыканта — время отсечения. Если в молодости хочется учить все новые и новые программы, то теперь надо исполнять только то, что близко, что особенно дорого. Как вам такая мысль?
— Прежде всего скажу, что Зива не просто мой коллега, но и близкий друг. При этом мы разные. Я к такой мысли не пришел. Во всяком случае пока. Хочу учить новую музыку — не имею в виду современную, хочу делать новые программы. Мечтаю о Восьмой симфонии Малера. Хотел сделать себе подарок, исполнить ее в этом мае. Но из-за просчетов предыдущей дирекции, которая объявила о закрытии в конце апреля Филармонии на ремонт, но никак его не подготовила, пришлось от этого отказаться. Есть масса интересной музыки, которую я не играл и которую надеюсь сыграть. Хотя мысль Зивы интересная. Ведь в тех сочинениях, что исполнял не раз, с годами появляются новые взгляды, новые трактовки. К пятидесяти годам обычно у дирижеров богатый репертуар. Имею в виду, конечно, профессиональных дирижеров, а не переквалифицировавшихся в них солистов.

\

— Как вам кажется, в Петербурге сегодня много оркестров или мало?
— Смотря с чем сравнивать. Если с Западом, то мало. Да и в Москве их гораздо больше. Но мне кажется, что никакого недостатка оркестров у нас в городе нет.

\

— Сейчас по-прежнему в разных оркестрах играют одни и те же музыканты?
— Было время, когда музыкантам платили совсем мало. И тогда действительно в оркестрах наблюдалось настоящее броуновское движение. Очень мало кто из дирижеров мог удержать своих оркестрантов. Сейчас ситуация изменилась, меняется, во всяком случае.

\

— В начале июля в Большом зале пройдет последний концерт, и Филармония закроется на ремонт. Как это отразится на музыкальной жизни Петербурга?
— Поживем — увидим. Конечно, гораздо меньше людей смогут слушать «живую» музыку. Ведь зал Капеллы в два раза меньше филармонического. Что будет с репетиционным процессом — непонятно. Все это, безусловно, скажется на музицировании. Хотя, конечно, хочу сказать свое личное спасибо руководству Капеллы, которое согласилось поделиться своими площадями. У нас запланированы большие гастроли по Сибири. Юрий Хатуевич Темирканов сам собирается в эту поездку. Но то, что предстоит очень трудный сезон, — очевидно.

\

— Помимо заслуженного коллектива вы еще где-нибудь работаете?
— Да. Я главный дирижер Эстонского национального симфонического оркестра.

\

— Завтрашний концерт — последний в сезоне?
— Еще будет 4 июня. И все — «просушка» до сентября.