Городовой - все новости дня

Юрия Шевчука "О СПИДе"

Читать на Городовом
Первый благотворительный концерт «Time Out STOPСПИД: касается каждого – участвуют все!». «Океан Ельзи», «Сплин», «ДДТ». Ледовый дворец, 1 декабря Сборы от концерта будут переданы больнице имени Боткина, оказывающей полный ряд услуг по диагностике и лечению ВИЧ

«...люди есть и их нет»

Юрий Шевчук считает неправильным кричать на каждом углу о собственном участии в благотворительных акциях. Но перед концертом "Time Out Stop СПИД" музыкант дал серьезное интервью Максу Хагену.

-Судя по концертам последних лет у вас где-то глубоко внутри бьется стремление сделать что-то большое и пафосное…
-(Задумывается):
Ну, пафос пафосу рознь. Вот если включить телевизор, то это да… Я недавно наткнулся на юбилей этого… Баскова, да? Безумие! Такое все розовое. И эти артисты, артистики, певички, нюф-нюф, наф-наф – сборище поросят припудренных. Вот это да, это настоящий пафос! А в хорошем смысле пафос – те же Pink Floyd, The Rolling Stones, U2 – почему нет? Почему нет? Но в то же время согласен с тобой, надо удержаться и не упасть в вульгарность. Это очень важно. А большие концерты в этом плане – неплохо. Вот вспомнили мы 1995 год, концерт на «Петровском» – неск н из способов покаяния. Поэтому, всем советую не думать о том, куда, скажем, нищие потратят эти деньги – есть просто задача ему помочь. Вот и все. Этим ты спасаешь и свою душу.
Чего все-таки больше получается – спасения своей души или старания донести все это до людей? На концерты ведь приходят тысячи...
Если мы служим, в этом смысле, каким-то лозунгам конкретной проблемы, какой-то шапкой, если эти люди приходят из-за нас и что-то начинают понимать про трагедию людей, больных СПИДом, это хорошо. Мы ведь не рекламируем алкоголь и всякое говно. Хотя сами курим и пьем, но рекламировать это совсем никуда не годится. Но здесь-то все чисто. Служить для молодежи социальной рекламой того, что затрагивается акцией – это, по-моему, нормально.
Вы когда-нибудь думали, что мы все выросли в море информации, посвященной СПИДу, растем с этим уже двадцать лет. У вас как-то изменилось с годами ее восприятие?
СПИД – это огромная проблема, и, прежде всего, как мне кажется, проблема личности, волею судеб страдающей. Допустим, сахарный диабет – это болезнь, в которой этого личностного гораздо меньше. Все-таки такое заболевание, за которым стоит очень много социального. Есть дети, ставшие ВИЧ-положительными при переливании крови, но это ведь тоже от разрухи в головах. Для меня, в собственных представлениях, тема ВИЧ/СПИДа стоит где-то рядом с наркоманией. Наверное, так. Так как эта проблема социальная, то о ней надо говорить, как и обо всем социальном. Понимаешь? Нельзя замалчивать. Как-то не вяжется в голове «Рок против инфаркта», согласись, диковато даже звучит. А СПИД – это реальная социальная проблема, из-за чего на Западе и здесь ей занимаются далеко не только врачи, но и те же рок-музыканты.
Мне кажется, что СПИД – это более специфическая болезнь, чем тот же инфаркт. С одной стороны человек живет с ВИЧ, а с другой – он совершенно нормален, живет, но на нем некое клеймо для других.
Да. Часики только тикают – может рвануть сейчас, а может не рвануть вообще…
Я заметил, что из музыкантов у нас очень мало кто писал песни об этой проблеме. Ну, Чистяков, Земфира – и, кажется, все. А ведь сколько лет уже прошло…
У Земфиры – да, такая женская лирика. Ну, видишь, я ведь тоже не газета ходячая. Должно меня тронуть это сначала. Проблема должна войти так, что уже не можешь не написать. Как песня «Черно-белые танцы» – она сама по себе вышла. Я похоронил очень много друзей, и когда хоронил еще одного друга, то буквально на похоронах она выскочила. Наверное, просто мало людей среди музыкантов, знакомых с ВИЧ-положительными людьми. Я вот сейчас думаю, у меня-то, наверное, и не ни одного такого. Радоваться, наверное, надо…
Это же сильный момент обнаруживается – люди есть, и в то же время их нет ни для кого…
Очень хорошая мысль. Люди есть, и все равно их нет. Сейчас запишу ее. (Ищет в рюкзаке диктофон, приговаривая: «И ведь их действительно нет для нас…» В диктофон: «СПИД – эти люди есть, и как бы их нет»)
Вчера я просматривал тексты «Единочества» и обратил внимание на «Пропавшего без вести», каким-то странным образом она с этим делом соприкасается – человек не умер, а в то же время он уже и не здесь.
Согласен. Песня вообще получилась широкая. Я помню, как она из меня пошла – сначала хотелось спеть просто про нескольких товарищей моих, пропавших на войне. Именно им посвятить хотелось, а сама тема настолько захватила, что получилась что-то другое. Такое бывает, и слава Богу, что не получилось чего-то «адресного». И я сам потом думал об этом, что получилась песня о тех людях, которые живые, их оболочка здесь, а на самом деле… Вот интересно, это как авторское кино – реальность, но все немного сдвинуто, чуть-чуть, какие-то доли миллиметра, но все уже совсем другое. Как зеркальное отражение, когда ты машешь рукой, и есть задержка во времени. И масса народу живет в этой щели, которая, может, и не щель, а дорога в иное измерение, в котором эти люди и находятся. Ведь точно! Реальность вокруг, но все не так материально, как тебе кажется. Не так логично – логика прерывается на долю секунды, и все остальные законы с ней. Не Е=МС2, а скорее квантовая механика, хаос какой-то. (Смеется) Причем хаос, понятный только при непосредственном существовании в этом хаосе, если ты сам маленький электрон...
Меня удивило, то что «Единочество» одной из первых песен как бы отсылает нас в 80-е через цитату из «Поэта». Для вас, стало быть, то время соприкасается с нашим?
Безусловно! Намек толстенный! Очень не хотелось бы только, чтобы «Ввязался в бой» была воспринята как динамический примитив, связанный с физиологией и мокрыми от крови кулаками. А «Поэт» как раз и добавила в этот образ, не побоюсь этого слова, метафизики. Образа последнего солдата земного шара, последнего воина вообще на Земле. Вообще у меня давно шевелится песня о последнем солдате. Подхожу, подхожу, но тема очень серьезная. «Война умрет под плитами последнего убитого» – это из другой песни. Но кто им станет?! Его мысли, чувства, конечность этого человека в мире, и не только его. Интересная тема. Иногда, бывает, «не хватает кислорода», чтобы все это написать, нужно ждать просто. Есть много таких мыслей достаточно оформленных, которые внутри сидят просто – иногда выскакивают готовые уже, иногда нет. Я не тороплю события, потому что можно дров наломать. Некрасиво будет. Поэтому война это такая вещь... Она настолько же серьезна, как и мир. «Я весь скрученный нерв…» – энергия того времени, вход в реальность того времени, начало какого-то русского рока. Ведь в этом году двадцать пять лет Ленинградскому рок-клубу! (Смеется) Какая-то закольцованность получилась – по-моему, неплохая.
А поэты в нашем времени есть такие?
Сейчас очень много молодежи, которая чувствует также, как мы тогда – музыканты, поэты. Все у них болит, вопит, шевелится. (Дружелюбно усмехается) Немножко не в этом времени, немножко не нужны этому времени. Я сам очень рад тому, что на глазах, буквально, рождается много молодых поэтов, какой-то новый Серебряный век. В Москве той же чуть ли не сто клубов, где читают стихи. Я сам читаю эти брошюрки, выпущенные по пять экземпляров – и ведь очень интересно! Слово у них находится уже двадцать первого века, не двадцатого. Закипело! И эти молодые поэты, которые пытаются писать, смотреть на мир, отражать это все – они совсем другие. Они гораздо интеллектуальнее, чем мы, даже великий Гребенщиков, по сравнению с этими стихами, куплетист, можно сказать. (Смеется) Очень интересно. Имен и фамилий говорить не буду, но увлечен, очень увлечен! И они не идут в рок-музыку, что самое интересное. Их музыка – в стихах. И взрыв происходит сейчас, а об этом – если будем говорить об общественности – никто не знает. Из современной рок-музыки текст, по большей части, ушел. В нее пошли молодые, горячие, мощные музыканты. Альтернативы много, но вот такой симбиоз музыки и поэзии – он есть, но редок.
Чтобы случился взрыв поэзии, чтобы было о чем сказать, – должна складываться ситуация какая-то в обществе, достаточно экстремальная.
А она сейчас есть. И поэтому я тоже вставил строчки из «Поэта». Привет вот этим поэтам «нового расцвета», вот этим пацанам, у которых что-то в душе болит. Знаешь, это как у Бориса Рыжего, в Екатеринбурге я открыл такого поэта, – «Луна – свет в конце тоннеля». Луна в конце тоннеля для нынешнего поколения, другое освещение всего. Мир тот же, освещение другое. А если ты увлечен, скажем, живописью, то знаешь, что поменяй освещение – и мир абсолютно изменится! Свет другой! Освещение поменялось для нынешнего поколения, это здорово. И для меня это тоже важно знать!

Первый благотворительный концерт «Time Out STOPСПИД: касается каждого – участвуют все!». «Океан Ельзи», «Сплин», «ДДТ».
Ледовый дворец, 1 декабря
Сборы от концерта будут переданы больнице имени Боткина, оказывающей полный ряд услуг по диагностике и лечению ВИЧ


До 1981Первые данные. Началом эпидемии ВИЧ/СПИД считается 1981 год, но некоторые исследования свидетельствуют о том, что ВИЧ уже существовал и раньше указанного времени.
1981
Центр профилактики и борьбы с заболеваниями США (CDC) сообщает о первых случаях заболевания редким видом пневмонии среди молодых мужчин-геев.
1982
Специалисты CDC предполагают, что новое заболевание связано с кровью. Впервые используется название СПИД - "синдром приобретенного иммунодефицита" (AIDS -"acquired immune dificiency syndrome"). Причина болезни и пути ее передачи пока неизвестны. Центры CDC выделяют четыре фактора риска: мужская гомосексуальность, употребление инъекционных наркотиков, гаитянское происхождение и гемофилия А.
1983Специалисты СDC проясняют использование термина "группы риска" и настаивают на том, что он не будет использоваться с целью оправдания дискриминации и неподтвержденного страха перед бытовой передачей.
1984
Вирус обнаружен. Ученые Люк Монтанье из Института Пастера во Франции и Роберт Галло из Национального центра по изучению рака в США выделили человеческий ретровирус, вызывающий СПИД. Позднее вирус был назван вирусом иммунодефицита человека – ВИЧ.
1985В каждом регионе мира отмечен по крайней мере один случая заболевания ВИЧ/СПИДом. По оценкам Объединенной программы ООН по борьбе со СПИДом (ЮНЭЙДС), во всем мире общее число людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, составляет почти два миллиона.
1986
ВИЧ/СПИД в России. В странах бывшего СССР официально зарегистрирован первый случай ВИЧ. Создается первый «Квилт» - полотно, сшитое в память о людях, умерших от СПИДа.
1987
Первые медикаменты. FDA одобрила к использованию первый антиретровирусный препарат для лечения СПИДа. Препарат называется зидовудин, или AZT.
1988
Всемирная организация здравоохранения объявляет первое декабря – первым Всемирным днем борьбы со СПИДом.
1991Появляется международный символ признания серьезности проблемы и солидарности в борьбе со СПИДом - красная ленточка. Фредди Меркьюри, солист группы Queen, умирает от СПИДа.
1992
В США СПИД становится главной причиной смерти мужчин возраста 25-44 года.
1993
Всемирно известный танцор балета Рудольф Нуриев умирает от СПИДа.
1994 Педро Замора, молодой человек, живущий с ВИЧ, становится героем популярного шоу MTV "Реальный мир". Его появление на экране стало переломным моментом в изменении общественного мнения по отношению к ВИЧ-положительным людям.
1995
Создана Объединенная программа ООН по СПИДу, основной ее задачей является координация усилий шести различных программ ООН, нацеленных на борьбу со СПИДом. Программа получила название ЮНЭЙДС и начала свою работу в 1996.
1996
В течение одного 1996 года количество новых случаев заражения ВИЧ-инфекцией было уже почти в 10 раз больше, чем за предыдущий год.
1997
Создан Глобальный бизнес-совет по ВИЧ/СПИДу - первый международный орган, координирующий участие коммерческих структур в борьбе с эпидемией.
1998
В ЮАР организована "Кампания за действия по доступу к лечению" (TAC). Основной целью этого нового движения становится обеспечение доступа к лечению в стране.
1999
По 13 городам России и Восточной Европы прошел ЕвроКвилтТур’99. По утверждению Объединенной Программы ООН по СПИДу, "самый резкий рост ВИЧ-инфекции в 1999 году был зарегистрирован на территории новых независимых государств бывшего Советского Союза: только за период с конца 1997 до конца 1999 количество людей, живущих с ВИЧ на данной территории, увеличилось в два раза".
2000
США и Совет безопасности ООН объявляют ВИЧ/СПИД угрозой безопасности в мире.
ЮНЭЙДС, ВОЗ и другие международные организации сферы здравоохранения объявляют об инициативе, принятой совместно с пятью крупнейшими производителями лекарственных препаратов, и нацеленной на снижение цен на препараты против СПИДа, поставляемые в развивающиеся страны.
2001В Москве состоялось заседание Глав правительств СНГ, одной из тем которого стало принятие совместной Программы по противодействию эпидемии СПИДа.
Производители непатентованных лекарственных препаратов предлагают производить препараты для лечения ВИЧ/СПИДа по сниженным ценам. Несколько широко известных компаний-производителей согласны на дальнейшее снижение цен на препараты, поставляемые в развивающиеся страны.
2002
Глобальный фонд по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией (GFATM) начинает свою работу и получает первые гранты.
По оценкам ЮНЭЙДС, половину всех взрослых жителей Земли, живущих с ВИЧ/СПИДом, составляют женщины.
2003
По данным исследования ISIS Research Plc половина случаев передачи ВИЧ в Европе происходит при гетеросексуальных контактах.
По оценкам ЮНЭЙДС, сорок миллионов людей в мире живут с ВИЧ/СПИД.
2004
Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан дал старт "Глобальной инициативе СМИ в области СПИДа" с целью призвать ведущие международные СМИ к борьбе с глобальной эпидемией.
2005
В 2006 году
бюджет на лечение и профилактику ВИЧ/СПИДа составит более 3 миллиардов рублей, что в 20 раз превосходит финансирование, выделяющееся на эти задачи в текущий момент.