Городовой - все новости дня

Camera sequestrum

Читать на Городовом
В НоМИ — премьера проекта петербургского фотографа Дмитрия Сироткина. По словам автора, это попытка создания "нового натюрморта", навеянного Караваджо и поздним барокко.

В НоМИ — премьера проекта петербургского фотографа Дмитрия Сироткина. По словам автора, это попытка создания "нового натюрморта", навеянного Караваджо и поздним барокко. Этот натюрморт насыщен, как и в XVII веке, всевозможными предметами-знаками, аллегорическими намеками, таинственными символами. Но способ исполнения его современен - фотография в технике vario, позволяющей изображению меняться в зависимости от ракурса наблюдения. Пятнадцать фотоинсталляций Сироткина — вариации на тему искусства, живописи и скульптуры, жизни и смерти, мореплавания, флоры и фауны, науки и кулинарии. И — никакого фотошопа.

Натюрморт (стилл-лайф, штильлебен) изначально был способом иносказания. Все предметы в нем, сохраняя свойства вещи с ее историей, эстетическими и прикладными качествами, вместе составляли целый рассказ или даже поэму. Знающий современник Виллема Кальфа, Питера Класса или Яна ван Хейсума мог "прочитать" скрытое в композиции из даров природы, предметов обихода или профессиональных инструментов послание, наполненное религиозным или философским смыслом. Не случайно первые, еще "протонатюрморты" средневековья дополняли повествовательные сцены из Ветхого или Нового заветов.

Впоследствии символика натюрморта забывалась, а сам он превратился в обычный живописный жанр, средство для выполнения чисто художественных задач. Фотографический натюрморт и вовсе превратился в простое бытовое повествование с легким лирическим уклоном, где, казалось, навсегда утрачены былые парадность и пышность.

Сейчас живописный натюрморт в упадке, а в фотографии он все больше сводится к работе предмета в рекламе (последняя постаралась использовать, пожалуй, уже все направления старого жанра). При изобилии рекламной продукции и огромном спектре подходов к постановочной съемке роль натюрморта как духовного носителя постепенно изживает себя. Но, согласитесь: по-прежнему внимание зрителя привлекают старые мастера, и настоящее время не отменяет постхудожественного изложения, амбивалентной философии света и тени и философии искусства, все еще балансирующего между реальным и нереальным миром. Новый "постнатюрморт" — это искусственный продукт, живущий посредством прошедшего. Задача художника — выявить в нем историю или подчеркнуть актуальность сказанного.

Свой вариант "постнатюрморта" предлагает и Дмитрий Сироткин. Сюжеты "Камеры хранения", долго, несколько лет вынашиваемого натюрмортного проекта Дмитрия, читаются в двумерных изображениях, достигнутых средствами новых технологий (vario-фотографии). Либо, если рассматривать их вне vario-эффекта, они отражают двойственность значений, поскольку каждое повествование здесь имеет свой смысл. Новое прочтение натюрморта зависит от угла зрения смотрящего, когда зритель оказывается в плену символа. Тем самым достигнут результат: понятия знака и красоты предмета, будь то жевательная резинка или стрекоза — все во власти художника. Центром экспозиции является инсталляция-пирамида из светящихся лайтбоксов. А "камеры хранения" — это наш мозг, черепная коробка. Содержимое камер — предметы из увиденных натюрмортов.

В выставочном зале НоМИ – выставка Дмитрия Сироткина "Камера хранения" с 3 по 30 апреля.