Городовой - все новости дня

БАМ: по рельсам времени. Выставка к 40-летию начала строительства Байкало-Амурской магистрали

Читать на Городовом
Государственный музей политической истории России 29 апреля 2014 - 26 декабря 2014 27 апреля 2014 года исполняется 40 лет с того дня, когда на строительство Байкало-Амурской магистрали, которая

Государственный музей политической истории России

29 апреля 2014 - 26 декабря 2014

27 апреля 2014 года исполняется 40 лет с того дня, когда на строительство Байкало-Амурской магистрали, которая является одной из крупнейших в мире (ее протяженность составляет более 4,3 тысячи километров) отправился первый Всесоюзный ударный комсомольский отряд. Спустя несколько месяцев, в июле 1974 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о строительстве БАМа. А 30 лет назад, в 1984 г. завершилась укладка главного железнодорожного пути и было открыто движение поездов.

Юбилейные даты – прекрасный повод, чтобы вспомнить о том, как начиналось строительство БАМа, о значении этой железной дороги для страны и ее потенциальных возможностях в будущем. Выставка призвана показать БАМ как масштабный экономический и идеологический проект, объяснить значение БАМа для страны и целого поколения, напомнить о значительном вкладе ленинградцев в строительство БАМа. Подлинные экспонаты отражают всю грандиозность и сложность возведения БАМа, демонстрируют инженерно-технические возможности разных эпох. Оригинальное архитектурно-художественное оформление выставки поможет окунуться в атмосферу 70-80-х годов прошлого века, познакомиться с героями и простыми строителями БАМа, с их жизнью и бытом. Посетители заглянут в стилизованное «купе» железнодорожного вагона, пройдут по визуальному «тоннелю», попадут в «избу» строителя.

Богатейшая коллекция материалов о строительстве БАМа – от первого колышка до последнего забитого в шпалу «золотого» костыля – была собрана сотрудниками Музея политической истории России в 1970-1980-е гг. во время экспедиций на БАМ. В создании выставки приняли участие организации, занимавшиеся проектированием, изысканиями и строительством различных участков БАМа – «Ленгипротранс» и научно-исследовательский институт «Ленметрогипротранс», а также представители Совета ветеранов ленинградских строителей БАМа во главе с А.Д. Кошкиным.

Вступительный раздел выставки рассказывает об истории проекта железной дороги «От Байкала до Амура», уходящего корнями в ХIХ столетие, когда началось активное обустройство Сибири и Дальнего Востока. Советское руководство возродило идею БАМа в 1932 г., в связи с чем на Дальнем Востоке был создан БАМлаг. Один из ярчайших экспонатов в этом разделе — грандиозное шелковое панно размером 4 х 6 м, подарок И.В. Сталину от работниц железнодорожного депо станции Шепетовка — изображает карту Советского Союза, испещрённую линиями железных дорог, демонстрируя, по замыслу авторов, магистральный путь победившего социализма. О труде заключенных на БАМе рассказывают материалы, размещенные в стилизованном вагоне-«теплушке».

Основной раздел экспозиции начинается с рассказа о возобновлении исследовательских, а затем и строительных работ на БАМе в 1960-70е гг. Брезентовая палатка, кровать и стол, рабочие инструменты в комплексе «Лагерь изыскателей» воссоздают обстановку жизни и труда изыскателей и строителей. Работы по возведению БАМа велись в невероятно сложных условиях. Дорога должна была пересечь одиннадцать полноводных рек, семь горных хребтов, пройти более тысячи километров в районах вечной мерзлоты и высокой сейсмичности. На трассе нужно было пробить восемь тоннелей, построить 142 моста, более 200 железнодорожных станций. Силой, сумевшей покорить вечную мерзлоту и преодолеть бытовую неустроенность стали бойцы студенческих и комсомольских стройотрядов. БАМ стал всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Фотографии, плакаты, знамена погружают посетителя в атмосферу героического и самоотверженного труда, овеянного романтикой и пронизанного энтузиазмом.

Особо надо сказать о вкладе жителей нашего города в «стройку века». Благодаря их активному участию палаточный поселок Северобайкальск (в соответствии с проектами ленинградских архитекторов) превратился в город с 30 тысячным населением, второй по значению город Бурятии. Посетители увидят личные вещи (унты, меховую шапку, гитару, знамена) бойцов отряда «Комсомолец Ленинграда» и студенческого отряда «Байкал».

На всём протяжении сооружаемой дороги не было отрезка сложнее, чем Бурятский участок БАМа. Составляя по протяженности лишь шестую часть магистрали, он потребовал почти треть материальных затрат. Здесь пробивались крупнейшие в Европе и Азии тоннели: 7-ми километровый Байкальский и 15-ти километровый Северомуйский. Буровая коронка, образцы горных пород, личные вещи проходчиков тоннельных отрядов, документы и фотографии напоминают о трудовом подвиге строителей этого сложнейшего участка, который часто называют «ленинградским»: именно по проектам ленинградских инженеров строились мосты и тоннели, именно сюда по комсомольским путевкам было направлено более двух тысяч юношей и девушек из Ленинграда.

Многие посёлки и станции БАМа возводились союзными республиками или отдельными городами. Так, москвичи возводили столицу БАМа – Тынду. На БАМе трудились и военные строители: восточный участок от Тынды до Комсомольска-на-Амуре строили военнослужащие железнодорожных и строительных войск. В апреле 1984 г. воины-железнодорожники доложили о завершении укладки главного пути, и в октябре 1984 г. все газеты страны опубликовали новость о завершении укладки главного железнодорожного пути. Об этом знаменательном событии рассказывают такие яркие экспонаты как «золотой костыль» с укладки последнего звена БАМа на станции Куанда, кусок ленточки, перерезанной во время митинга, посвященного досрочному открытию движения поездов, маршрутная доска «Тында-Москва» первого пассажирского поезда, знамена, фотография символической встречи двух поездов и др. При этом возведение 15-ти километрового тоннеля под Северомуйским хребтом закончилось только в декабре 2003 г., окончательно завершив строительство Байкало-Амурской магистрали.

Заключительный раздел выставки посвящен современному состоянию дел на БАМе и перспективам его развития. В начале 1990-х годов отсутствие продуманной экономической политики на Дальнем Востоке и в Забайкалье привело к забвению БАМа, что иллюстрируют фотографии заброшенных поселков и дорог вдоль магистрали. БАМ стала объектом критики и символом «эпохи застоя». Однако в 2010-е гг. проблема БАМа вновь оказалась на повестке дня. В представленной на выставке программе социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года Транссиб и БАМ названы основными транспортными артериями этого региона. В документе обращается внимание на огромный ресурсный потенциал территории, прилегающей к БАМу (эксперты считают, что там сосредоточено до 80 процентов богатств России). Неоднократно повторяющееся на протяжении последних столетий нашей истории возвращение к идее БАМа, несомненно, свидетельствует о необходимости этой дороги.

Выставка будет доступна для посетителей с 30 апреля.