Городовой - все новости дня

Концерт Симфонического оркестра Капеллы и Хора мальчиков Санкт-Петербурга

Читать на Городовом
29 мая Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга и Хор мальчиков Санкт-Петербурга представят слушателям выдающиеся духовные произведения эпохи барокко. В концерте прозвучат Gloria Антонио

29 мая Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга и Хор мальчиков Санкт-Петербурга представят слушателям выдающиеся духовные произведения эпохи барокко. В концерте прозвучат Gloria Антонио Вивальди для хора и оркестра и Stabat Mater Джованни Баттисты Перголези для солистов, хора, струнных и органа. Дирижер – Вадим Пчелкин.

Среди имен великих композиторов прошлого, заново открытых в XX веке, имя Антонио Вивальди (1678-1741) должно быть названо одним из первых. Выдающийся композитор, скрипач-виртуоз и педагог, при жизни пользовавшийся всемирной славой и оказавший громадное влияние на своих современников, после смерти был надолго забыт. В XIX веке Вивальди был известен, в основном, как автор скрипичных концертов. Его многочисленные вокальные произведения - светские и духовные – считались утраченными. Начало «возрождению» Вивальди было положено итальянским музыковедом Альберто Джентиле, который в 30-е годы XX века обнаружил среди рукописей монастырской библиотеки в Турине неизвестные рукописи композитора: 41 кантату, 1 ораторию и 57 различных духовных сочинений. В сентябре 1939 года на состоявшейся в итальянском городе Сиена «Неделе Вивальди», впервые после двухсотлетнего забвения, в числе многих других произведений прозвучала и Gloria (1725), написанная ко дню свадьбы французского короля Людовика XV.

Духовные произведения Вивальди нисколько не уступают его инструментальным концертам и во многом близки различным формам светской, прежде всего оперной музыки. К ХVIII веку уже стерлась резкая грань между светской и церковной музыкой. Духовная музыка Вивальди не представляет исключения из общего правила. Пронизанная глубокой эмоциональностью, поражающая своим мелодическим богатством и щедростью оркестровых красок, она естественно гармонировала с театральной пышностью храмов эпохи барокко.

Gloria ре мажор написана для хора и оркестра. Gloria in Excelsis Deo («Слава в вышних Богу») - древний христианский богослужебный гимн, входящий в состав католической и англиканской мессы. К концу XI века установилась традиция исполнять гимн также и на праздничных богослужениях.


Джованни Баттиста Перголези (1710-1736) - итальянский композитор, скрипач и органист, представитель неаполитанской оперной школы. В 1735 году Перголези, едва достигший двадцати пяти лет, обращается к духовной музыке. Среди его сочинений того времени - Stabat Mater. Над этим произведением Перголези, страдавший чахоткой, работал буквально до последних дней жизни. Общий характер сочинения отличается камерностью, трогательностью, проникновенной лирикой. Как всякое истинно новаторское произведение, Stabat Mater Перголези далеко не сразу получила признание. Это сочинение содержит слишком много пассажей, которые скорее могли быть употреблены в опере, чем в песне скорби. Впрочем, через некоторое время эта работа стала самым часто издаваемым в XVIII веке произведением. Аранжировкой Stabat Mater Перголези занимались многие композиторы, включая Баха.

Stabat Mater dolorosa («Мать скорбящая стояла») - одно из средневековых песнопений, исполнявшихся во время католической мессы. Молитва Stabat Mater является одной из жемчужин средневековой латинской религиозной поэзии. Первая часть повествует о страданиях Девы Марии во время распятия Иисуса Христа, а вторая представляет собой страстную мольбу грешника о даровании ему рая после смерти. Stabat Mater в разное время положили на музыку Палестрина, Перголези, Вивальди, Гайдн, Моцарт, Шуберт, Верди, Дворжак и др. В русской поэзии Stabat Mater впервые возник в переводе В.А. Жуковского.