Городовой - все новости дня

Hermitage не только наш

Читать на Городовом
Накануне вечером представительство российского музея на берегах Амстела посетили Ее Величество королева Нидерландов Беатрикс и президент Российской Федерации Дмитрий Медведев.

Накануне вечером представительство российского музея на берегах Амстела посетили Ее Величество королева Нидерландов Беатрикс и президент Российской Федерации Дмитрий Медведев. Высокие гости с трибун возле Амстельхофа, а публика с противоположного берега и мостов наблюдали праздничное действо, развернувшееся на водной глади. Задолго до его начала самые предусмотрительные горожане, вооружившись фотоаппаратами, складными стульями, бутербродами и напитками, заняли выгодные точки обзора, чтобы не пропустить парадный выход первых лиц двух стран, видеоряд на экране, шоу на воде, услышать музыку Королевского военно-морского оркестра Нидерландов и Адмиралтейского оркестра Петербурга. Особенно эффектно выглядели портреты дочери Павла I Анны Павловны и ее супруга короля Нидерландов Вильгельма II, «проплывающие» по воде.

Во время фейерверка в толпе кто-то громко рассказывал трогательную историю здания, новый день рождения которого праздновал Амстердам. Якобы оно перешло Эрмитажу, когда в мир иной отправился последний обитатель дома престарелых, размещавшегося под его крышей. На деле все гораздо оптимистичнее. Амстельхоф действительно с XVII столетия до недавнего времени давал кров людям преклонного возраста. Его владелец – голландская реформаторская церковь признала условия их проживания несоответствующими современным требованиям. Для обитателей Амстельхофа построили новый дом, а исторический комплекс безвозмездно передали фонду «Эрмитаж на Амстеле» с условием использовать его в культурных целях.

У хорошей идеи всегда есть автор. На этот раз это Эрнст Вейн, он был директором Новой Кирхи в Амстердаме, где с большим успехом проходили выставки из Эрмитажа. Замысел, на тот момент казавшийся фантастическим, поддержал директор российского музея. Восемь лет назад между министерством культуры нашей страны, Эрмитажем и фондом «Эрмитаж на Амстеле» был подписан договор о создании центра, покровителем которого стал Его Королевское Высочество принц Оранский Виллем Александр. В 2004 году в одном крыле комплекса – Неерландии торжественно открылась первая очередь центра, где с тех пор прошло десять выставок из Эрмитажа. Теперь, когда завершена полная реконструкция, Неерландия отойдет детям. Здесь разместятся пять художественных студий, классы, столовая и музейный магазин. В школьном секторе будут заниматься до 25 000 детей в год.

Надо отметить, что центр «Эрмитаж Амстердам» совместное детище двух инициатив – общественной и частной. Ничего подобного в Нидерландах до сих пор не было. Реставрация Амстельхофа и его приспособление под музейные нужды обошлись в сорок миллионов евро, которые собрали правительства Нидерландов, Северной Голландии, мэрия Амстердама, фонды, компании и частные лица. В результате возник современный музейный комплекс с выставочной площадью десять тысяч квадратных метров, лекционными залами и залами для деловых встреч, кафе-рестораном «Нева» и двумя музейными магазинами.

На открытие российского музейного центра в Амстердаме съехались семьсот журналистов из европейских стран: Германии, Франции, Греции, Италии, Бельгии... Конференц-зал на четыреста мест не смог вместить всех одновременно. Пресс-конференцию пришлось проводить в два приема, она превратилась в пресс-день. Журналисты брали интервью, осматривали комплекс, выставку, делились впечатлениями. Поговорить было о чем.

Голландские архитекторы и дизайнеры прекрасно сделали свою работу. Они не изменили внешний облик здания, деликатно обошлись с сохранившимися историческими интерьерами и дворами и в то же время насколько возможно использовали современные технологии. Интерьеры здания, пережившего много веков, стали светлыми, просторными, чем-то напоминающими Зимний дворец.

При всем уважении к голландским специалистам надо сказать, что главным действующим лицом праздника все же стал «Русский императорский двор. ХIХ – начало ХХ веков». Так называется выставка, которая прибыла с берегов Невы на берега Амстела. Все, кто ее делал или успел посмотреть, сошлись на том, что это событие больше, чем выставка. Эрмитаж представил в Нидерландах пласт российской истории и культуры и уникальную по объему и качеству коллекцию. Экспозиция, которая в течение полугода будет гостить в Амстердаме, по сути, музей императорского быта.

В двух огромных залах и сорока пяти кабинетах разместилось больше двух тысяч экспонатов – парадные портреты императоров и императриц от Павла I до Николая II, дипломатические дары, платья и мундиры, ювелирные изделия, фарфор, оружие, музыкальные инструменты... Почти полтысячи вещей, прежде чем предстать перед публикой, прошли через руки реставраторов. Чтобы восстановить в полном блеске множество бальных туфелек, зонтиков, шляп, сумочек, а главное – платьев, реставраторам пришлось немало потрудиться. То, что они сделали, специалисты называют почти подвигом.

Уникальные, по большей части мемориальные, вещи рассказывают о церемониальной стороне жизни императорского двора и праздниках. Правда, и частная жизнь коронованных особ не осталась без внимания. Условно говоря, экспозиция делится на две части – «Прием» и «Бал». Голландские дизайнеры сумели эффектно подать уникальный материал, оформив два больших зала Амстельхофа в стиле Николаевского и Георгиевского залов Зимнего дворца. В зале «Прием» парадные портреты Романовых, трон, парадные платья и костюмы... В «бальной» зале под музыку кружатся в витринах бальные платья, на белой стене возникают сцены бала из фильма Александра Сокурова «Рус-
ский ковчег»...

«Русский императорский двор» в Амстердаме будет гостить до последних чисел января следующего года. Ожидается, что выставку посетят 320 тысяч человек. Экскурсии расписаны на месяцы вперед. Уже известно, что следующей в Нидерланды отправится выставка с условным названием «Истоки современного искусства» из частных собраний, поступивших в Эрмитаж после 1917 года.

Амстердам – Петербург