Интересное
Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Вовсе он не Миронов: почему легендарный советский актер был вынужден сменить фамилию Читать далее 17 мая 2024
Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Секреты стройности из СССР: как худели Варлей, Пьеха и другие звездные красавицы Читать далее 17 мая 2024
Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Мыл полы в Третьяковке и жил в гримерке: дорога к славе Федора Добронравова Читать далее 15 мая 2024
Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Живут в США: Малышева показала кадры со старшими внуками Читать далее 13 мая 2024
Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Завидовать есть чему: какой недвижимостью владеет Леонтьев в разных частях света Читать далее 13 мая 2024
Категории

Hermitage не только наш

Hermitage не только наш

Накануне вечером представительство российского музея на берегах Амстела посетили Ее Величество королева Нидерландов Беатрикс и президент Российской Федерации Дмитрий Медведев.

Накануне вечером представительство российского музея на берегах Амстела посетили Ее Величество королева Нидерландов Беатрикс и президент Российской Федерации Дмитрий Медведев. Высокие гости с трибун возле Амстельхофа, а публика с противоположного берега и мостов наблюдали праздничное действо, развернувшееся на водной глади. Задолго до его начала самые предусмотрительные горожане, вооружившись фотоаппаратами, складными стульями, бутербродами и напитками, заняли выгодные точки обзора, чтобы не пропустить парадный выход первых лиц двух стран, видеоряд на экране, шоу на воде, услышать музыку Королевского военно-морского оркестра Нидерландов и Адмиралтейского оркестра Петербурга. Особенно эффектно выглядели портреты дочери Павла I Анны Павловны и ее супруга короля Нидерландов Вильгельма II, «проплывающие» по воде.

Во время фейерверка в толпе кто-то громко рассказывал трогательную историю здания, новый день рождения которого праздновал Амстердам. Якобы оно перешло Эрмитажу, когда в мир иной отправился последний обитатель дома престарелых, размещавшегося под его крышей. На деле все гораздо оптимистичнее. Амстельхоф действительно с XVII столетия до недавнего времени давал кров людям преклонного возраста. Его владелец – голландская реформаторская церковь признала условия их проживания несоответствующими современным требованиям. Для обитателей Амстельхофа построили новый дом, а исторический комплекс безвозмездно передали фонду «Эрмитаж на Амстеле» с условием использовать его в культурных целях.

У хорошей идеи всегда есть автор. На этот раз это Эрнст Вейн, он был директором Новой Кирхи в Амстердаме, где с большим успехом проходили выставки из Эрмитажа. Замысел, на тот момент казавшийся фантастическим, поддержал директор российского музея. Восемь лет назад между министерством культуры нашей страны, Эрмитажем и фондом «Эрмитаж на Амстеле» был подписан договор о создании центра, покровителем которого стал Его Королевское Высочество принц Оранский Виллем Александр. В 2004 году в одном крыле комплекса – Неерландии торжественно открылась первая очередь центра, где с тех пор прошло десять выставок из Эрмитажа. Теперь, когда завершена полная реконструкция, Неерландия отойдет детям. Здесь разместятся пять художественных студий, классы, столовая и музейный магазин. В школьном секторе будут заниматься до 25 000 детей в год.

Надо отметить, что центр «Эрмитаж Амстердам» совместное детище двух инициатив – общественной и частной. Ничего подобного в Нидерландах до сих пор не было. Реставрация Амстельхофа и его приспособление под музейные нужды обошлись в сорок миллионов евро, которые собрали правительства Нидерландов, Северной Голландии, мэрия Амстердама, фонды, компании и частные лица. В результате возник современный музейный комплекс с выставочной площадью десять тысяч квадратных метров, лекционными залами и залами для деловых встреч, кафе-рестораном «Нева» и двумя музейными магазинами.

На открытие российского музейного центра в Амстердаме съехались семьсот журналистов из европейских стран: Германии, Франции, Греции, Италии, Бельгии... Конференц-зал на четыреста мест не смог вместить всех одновременно. Пресс-конференцию пришлось проводить в два приема, она превратилась в пресс-день. Журналисты брали интервью, осматривали комплекс, выставку, делились впечатлениями. Поговорить было о чем.

Голландские архитекторы и дизайнеры прекрасно сделали свою работу. Они не изменили внешний облик здания, деликатно обошлись с сохранившимися историческими интерьерами и дворами и в то же время насколько возможно использовали современные технологии. Интерьеры здания, пережившего много веков, стали светлыми, просторными, чем-то напоминающими Зимний дворец.

При всем уважении к голландским специалистам надо сказать, что главным действующим лицом праздника все же стал «Русский императорский двор. ХIХ – начало ХХ веков». Так называется выставка, которая прибыла с берегов Невы на берега Амстела. Все, кто ее делал или успел посмотреть, сошлись на том, что это событие больше, чем выставка. Эрмитаж представил в Нидерландах пласт российской истории и культуры и уникальную по объему и качеству коллекцию. Экспозиция, которая в течение полугода будет гостить в Амстердаме, по сути, музей императорского быта.

В двух огромных залах и сорока пяти кабинетах разместилось больше двух тысяч экспонатов – парадные портреты императоров и императриц от Павла I до Николая II, дипломатические дары, платья и мундиры, ювелирные изделия, фарфор, оружие, музыкальные инструменты... Почти полтысячи вещей, прежде чем предстать перед публикой, прошли через руки реставраторов. Чтобы восстановить в полном блеске множество бальных туфелек, зонтиков, шляп, сумочек, а главное – платьев, реставраторам пришлось немало потрудиться. То, что они сделали, специалисты называют почти подвигом.

Уникальные, по большей части мемориальные, вещи рассказывают о церемониальной стороне жизни императорского двора и праздниках. Правда, и частная жизнь коронованных особ не осталась без внимания. Условно говоря, экспозиция делится на две части – «Прием» и «Бал». Голландские дизайнеры сумели эффектно подать уникальный материал, оформив два больших зала Амстельхофа в стиле Николаевского и Георгиевского залов Зимнего дворца. В зале «Прием» парадные портреты Романовых, трон, парадные платья и костюмы... В «бальной» зале под музыку кружатся в витринах бальные платья, на белой стене возникают сцены бала из фильма Александра Сокурова «Рус-
ский ковчег»...

«Русский императорский двор» в Амстердаме будет гостить до последних чисел января следующего года. Ожидается, что выставку посетят 320 тысяч человек. Экскурсии расписаны на месяцы вперед. Уже известно, что следующей в Нидерланды отправится выставка с условным названием «Истоки современного искусства» из частных собраний, поступивших в Эрмитаж после 1917 года.

Амстердам – Петербург