В 1982 году у СССР появились «бронемашины Апокалипсиса». Это была пятерка особых транспортных средств, отличавшихся особой защищенностью, в первую очередь, от радиационного поражения. Одна из них, за номером 180, официально закреплялась за президентом Советского Союза Горбачевым. Известный миротворец не напрочь забыл древнюю мудрость: хочешь мира — готовься к войне.
Сейчас ставшую раритетом машину восстановили умельцы из музея «Парк патриота», что дислоцируется в Каменск-Шахтинске. Эта «Ладога» не просто внешне и внутренне реставрирована, машина на ходу!
Перед конструкторами поставили круг задач, совмещать которые было непросто. «Броневик» для лидера государства должен был быть достаточно комфортным. И одновременно «непробиваемым» для радиации и прочих поражающих факторов. Обеспечивающим автономное существование в течение длительного времени. Советским инженерам удалось совместить эти требования.
Внутри довольно просторно. Воздух интенсивно фильтруется, есть приборы для его кондиционирования. Транспортное средство загружается водой и продовольствием на двое суток. А топлива хватало на 350 км пути.
«Ладогу» оснастили газотурбинным двигателем мощностью 1250 лошадиных сил. Он разгонял президентский броневичок до 110 км/ч по шоссе и давал возможность «бежать» по грунтовке со скоростью 70 км/ч. Вес ТС — 42 тонны.
Видеокамеры, перископы, приборы ночного видения, инновационные аппараты связи и прочее оснащение помогали быть в курсе всего происходящего. Для защиты от радиации изнутри «салон» был затянут специальным отражающим материалом.
Когда случилась авария на АЭС в Чернобыле, туда послали одну из пятерки бронемашин Судного дня. Отслужив там около 4 месяцев, машина на деле продемонстрировала свою эффективность.