На защите Родины: «Ржев» Евгения Пригожина быстро стал классикой военного кино

На защите Родины: «Ржев» Евгения Пригожина быстро стал классикой военного кино
На защите Родины: «Ржев» Евгения Пригожина быстро стал классикой военного кино
Кадр из фильма «Ржев» (2019)

В 2019 году на большие экраны вышел «Ржев», снятый режиссером Игорем Копыловым. Более честного и прямолинейного фильма о Великой Отечественной войне в нашей стране с тех пор снять не смогли. Да и получится ли, учитывая, как много факторов нужно было учесть, чтобы добиться такого результата.

В первую очередь свою роль сыграла большая заинтересованность инициатора проекта - петербургского предпринимателя Евгения Пригожина. Его дед Евгений Пригожин стал героем книги фронтовика Вячеслава Кондратьева «Искупить кровью». Автор сам прошёл сражения подо Ржевом, и очень хотел рассказать правду о тех боях, которые практически не освещали ни в учебниках истории, ни в искусстве. Слишком много советских солдат погибло в Ржевско-Вяземской операции за те 15 месяцев, что она длилась. «Ржев» вообще стал первым крупномасштабным художественным фильмом, посвящённым тем событиям. Так что внук сделал всё, чтобы славный воинский путь деда и его товарищей вышел из тени забвения.

Начавшаяся в 1942 году операция завершилась только в 1943, но события фильма длятся всего лишь сутки. При этом не получится сказать, что авторы слишком многое упустили из кадра. Именно из таких изнурительных боев за каждый населенный пункт, который то приходилось брать, то сдавать назад, и состояла битва на том направлении. Перед красноармейцами стояла задача связать немецкую махину и не дать ей перебросить силы под Сталинград, где в тот момент ковалась Победа. И они её выполнили, к сожалению, зачастую, ценой своей жизни. Погибших в этом бесконечном сражении находят до сих пор в Тверской области.

Главный плюс «Ржева» как раз и заключался в том, что авторы смогли в концентрированном виде донести все тяготы лишений, через которые пришлось пройти советским солдатам. Рота штурмует деревню с таким остервенением, что фашисты драпают из неё, лишь бы не попасть под разгорячённую советскую руку и окровавленный штык. Вот только большая часть подразделения гибнет в этой лихой атаке. За такое вполне можно готовить место на груди под медаль «За отвагу» или «За боевые заслуги». Однако ротный вместо списков на награждение получает приказ удерживать населённый пункт. И командование совсем не волнует, что пушек, способных остановить немецкие танки и вовсе нет. Так что вместо того, чтобы перевести дух и восстанавливать силы после яростной атаки, выжившим приходится рыскать по избам в поисках съестного и брошенных боеприпасов – в том, что контрнаступления долго ждать не придётся, никто не сомневается.

Во «Ржеве» не нашлось места ни одному женскому персонажу, так что зритель был избавлен от необходимости наблюдать в военной драме увеличенные губы и обилие косметики на миловидных лицах. Сегодня всё чаще такое встречается в кино вне зависимости от времени, которому оно посвящено. «Ржев» сделан максимально честно. Диалоги, которые вели мужики перед лицом неминуемой смерти, только подчеркивали достоверность. Тут свою роль сыграл первоисточник Вячеслава Кондратьева, ведь многие разговоры были взяты прямо из повести, она и сама вся состоит из общения самых разных людей. Одни превозносят Советскую власть, другие хают, но все (и учителя, и колхозники, и воры-рецидивисты) понимают, что фашистов необходимо остановить, чтобы спасти Родину от гибели.

Особенностью «Ржева» стали великолепно поставленные боевые сцены. Всё-таки одними разговорами военную драму наполнить не получится. И атака красноармейцев в заснеженной степи вполне может претендовать на каскадёрские награды - компьютерных спецэффектов при её съемках задействовано не было.

- Мы пытались не соврать по отношению к тем людям, про которых снимаем, - признался режиссёр картины Игорь Копылов. - Конечно, могу вам для статьи с пафосом сказать, как было трудно, как мы отработали 46 съёмочных дней в окопах в минус 28. Да, мы действительно больше месяца снимали в поле, в построенных блиндажах, в мороз. Ну было и было, уже забылось. Куда важнее стремление сделать кино так, чтобы потом не было стыдно.

На защите Родины: «Ржев» Евгения Пригожина быстро стал классикой военного кино - image 1
На защите Родины: «Ржев» Евгения Пригожина быстро стал классикой военного кино - image 1

Кадр из фильма «Ржев» (2019)

В результате из рядового фильма о Великой Отечественной, которые десятками снимают каждый год, создатели смогли сделать картину, быстро получившую культовый статус. В первую очередь потому, что авторы старались отлить не блокбастер, который позволит скоротать пару часиков с ведерком попкорна, а военную драму со всеми присущими фронту атрибутами, берущую за горло не на один день. Персонажам неуютно в холодных окопах, над которыми свищут немецкие пули, а тут ещё и свои готовы поставить тебя к стенке по, возможно, и не надуманной причине, но, точно не учитывая обстоятельств. Сегодня «Ржев» смело можно зачислять в классику, слишком живо его эпизоды будут восприниматься и годы спустя. Труды съёмочной группы сцементировали картину и сделали её достойной первоисточника, написанного настоящим фронтовиком.

Оцените новость
❤️
🙏
😹
🙀
😿
Поделитесь новостью