Петербургские сфинксы — не просто архитектурные украшения. Это одни из самых загадочных скульптур города, которые притягивают не только взгляды туристов, но и множество легенд. Самые известные египетские стражи Невы — две гранитные фигуры у Академии художеств. Их возраст — около 3000 лет, и по красоте они считаются лучшими в мире.
Проклятые защитники фараона
Считается, что эти сфинксы охраняли покой фараона Аменхотепа III и были изъяты из его гробницы. Уже при перевозке они «сопротивлялись»: тросы рвались, корабль получил повреждения, а скульптуры лишились подбородков.
После этого началась цепочка загадочных смертей: погиб капитан судна, умер археолог, нашедший статуи, а с офицером, доставившим их в Россию, случилось несчастье. Легенда гласит, что фараон проклял всех, кто потревожит его покой.
Лица, меняющие выражение
Есть суеверие, что сфинксы меняют выражение лица в течение дня: утром они приветливы, а к вечеру становятся злыми. Кто рискнёт смотреть слишком пристально — может потерять рассудок. В 1930-х годах один реставратор якобы сошёл с ума после того, как долго вглядывался в лицо скульптуры.
Удача или беда?
Сфинксы, как ни странно, могут приносить и удачу — если попросить о чём-то, прикасаясь к граниту, и не быть услышанным другими. Но особенно суеверны молодожёны: считается, что фотографироваться с фигурами в день свадьбы — к несчастливому браку.
Они защищают город
Сфинксов называют оберегами Петербурга: с их установкой участились легенды о «снижении» числа наводнений. Некоторые верят, что эти стражи уравновешивают силы воды и огня — Невы и города.
Куда ещё отправиться за загадками
Есть и другие сфинксы: у Горного института — они помогают сдавать экзамены. У Строгановского дворца — даруют защиту. А на Свердловской набережной — копии загадочно исчезнувших в XIX веке фигур, которым приписывали целебную силу, отмечает «Кириллица».
Почему к ним тянутся туристы
Мистические истории, древний возраст и почти «живые» лица этих статуй создают вокруг них ореол тайны. Кто-то ищет защиту, кто-то — острых ощущений, а кто-то просто не может пройти мимо, увидев взгляд, будто пришедший из Древнего Египта.