Федор Михайлович Достоевский описывает Петербург в своем романе «Преступление и наказание» как мрачную, серую и порой болезненно желтую среду. Город изображен душным, грязным, переполненным помоями, из которого невозможно вырваться, кроме как на каторгу. Его улицы наполнены узкими переулками и темными лестницами. Но означает ли это, что автор совсем не любил город?
Очевидно, вопросы к городу у Достоевского были. Например, классические петербургские дома писатель описывал очень редко и с явной неприязнью. Его раздражала такая архитектура города, которая ему казалась скучной. Он видел в ней сплошное подражание европейским городам и попытку императора Петра I создать Петербург на западный манер. Это вызывало у него неприязнь.
Однако, Достоевский находил особое очарование в лицах прохожих и придумывал им в соответствии с внешним видом черты характера. Ему нравилось просто гулять по улочкам и рассматривать людей, идущих навстречу. Он называл Петербург городом «полусумасшедших».
«Многие лица мне казались какими-то странными… Это город полусумасшедших...», — писал Достоевский о жителях Петербурга.
Несмотря на противоречивое мнение о городе, он явно был к нему неравнодушен. Ему нравилось наблюдать, как после долгих дней серости и дождя внезапно выглядывало солнце, и все вокруг оживало. Весна была для Достоевского особенным временем года, когда Петербург преображался и становился по-настоящему прекрасным. Эти редкие моменты красоты он сравнивал с улыбкой грустной девушки, которая вдруг становится ослепительно красивой.