Причастность Смольного к искусственному банкротству «Метростроя» может быть доказана в суде

Причастность Смольного к искусственному банкротству «Метростроя» может быть доказана в суде
Причастность Смольного к искусственному банкротству «Метростроя» может быть доказана в суде
Legion-Media

Компания «Метрострой» и её банкротство в последнее время обрастают все большим количеством скандалов и судебных разбирательств. Есть серьезные основания полагать, что банкротство фирмы проводится «искусственно», а стоят за этими процессами высокопоставленные чиновники из Смольного, которые имеют насчет «Метростроя» свои финансовые и властные интересы.

История с компанией «Метрострой» и её, возможно, искусственным банкротством через односторонний разрыв контрактов со стороны Смольного, все не заканчивается. Ранее, «Сенсаций.Нет» уже подробно рассматривали историю злоключений компании, которая не пожелала полностью «прогибаться» под петербургские власти.

Если же говорить коротко, то Смольный при губернаторе Полтавченко за счет денег и усилий «Метростроя» решил проблему стадиона «Зенит», ныне известного, как «Газпром-Арена», а потом, уже при Беглове, решил сделать это предприятие абсолютно подконтрольным.

Однако, поскольку главы «Метростроя» отец и сын Вадим и Николай Александровы такому «агрессивному поглощению» воспротивились, то администрация стала искусственно подводить дело к банкротству компании.

Сначала, как уже было сказано выше, Смольный попросту не заплатил «Метрострою» по уже выполненным, фактически, договорам о строительстве различных объектов петербургской подземки.

Затем начал продавливать назначение «своих» людей в структуру компании, под предлогом внешнего управления в рамках процедуры банкротства. А затем и вовсе учредил свою фирму «Метрострой Северной Столицы», которая, по мысли чиновников, и должна полностью заменить «Метрострой» по всем стратегическим направлениям и проектам. Нюанс правда в том, что у МСС нет уникального, восьмидесятилетнего опыта строительных работ в метро, да и «Метрострой», кажется, не собирается сдавать позиции, а его кредиторы и инвесторы регулярно обращаются в суд. Суд, что характерно, далеко не всегда встаёт на сторону «метростроевцев», хотя совсем уж одиозные поступки нынешних управляющих старается купировать. Как, например, в случае с новогодней премией конкурсной управляющей «Метростроя» в размере полумиллиона рублей, которые та хотела себе выплатить за счет «предприятия-банкрота».

Впрочем, это, пожалуй, «мелкие частности», на фоне того, что сам факт голосования кредиторов о банкротстве «Метростроя» можно поставить под сомнение. Дело в том, что в июле прошлого года МСС выкупил право требования у основных кредиторов «Метростроя» на 4 миллиарда рублей. Арбитражный суд такое право признал.

А 30 августа прошло собрание самих кредиторов, которые, что важно, ранее уже передали такое право МСС в индивидуальном порядке. И именно они и голосовали за введение конкурсного производства.

И на этой стадии стоит принять во внимание тот факт, что на собрании не было представителей МСС. Как указывают эксперты, это вызвало бы серьезные подозрения у соответствующих компетентных органов. Поскольку и у МСС, и у «Метростроя» фактически один главный бенефициар – город Санкт-Петербург. А если говорить точнее, то это Комитет имущественных отношений, который является акционером обеих компаний.

Второй важнейший момент, который вызывает большие сомнения в легитимности процедуры банкротства, это отчётные документы о долгах и доходах «Метростроя», на основании которых, по большому счету, то или иное предприятие и признаётся, или не признается банкротом.

В случае с «Метростроем», временный управляющий компании провел анализ финансовых дел предприятия только по состоянию на конец 2019 года. То есть, в самые трудные годы для фирмы, когда долги в силу разорванных контрактов действительно грозили «Метрострой» утопить.

Однако, сама процедура такого наблюдения была введена уже в 2020 году. А отчет временно управляющего вообще рассматривался 31 августа 2021 года. Иными словами, никто из тех, кто был по закону должен это делать, не анализировал финансовые показатели компании в течение подотчетных полутора лет.

С юридической точки зрения, таким бездействием временный управляющий мог ввести в заблуждение кредиторов и суд. По важнейшему в данном случае показателю – наличию у «Метростроя» денег, которыми фирма могла бы расплатиться с долгами.

И по мнению независимых наблюдателей именно это и было сделано. Поскольку работа компании в 2020 году приносила прибыль. Более того, активы имели уже положительные значения. И это, конечно, уникальная ситуация: предприятие-банкрот, которое получает прибыль. А если говорить о конкретных суммах, то «Метрострой» получил в 2020 году выручки на 1 миллиард больше, чем в 2019 году.

А дальше началось удивительное. С одной стороны, временный управляющий, как и было сказано, никакого анализа текущих финансовых процессов предприятия в суд не предоставил. А суд не стал этот аудит дополнительно запрашивать. Хотя, и по закону, и по логике вещей должен был это сделать.

И вот, на основании неполных данных, которые, кажется, никто и не хотел делать полными, прибыльное предприятие, вылезающее из долгов, входит в процедуру банкротства. При том, что в подобных делах суд обязан отдавать предпочтение восстановительным процедурам. То есть принимать такие решения, чтобы та или иная компания, могла не просто рассчитаться с долгами, или обанкротиться окончательно и бесповоротно, но и в перспективе остаться на плаву.

Характерно и то, что по данным источников, близких к этим процессам, в материалах дела есть заключение специалиста экспертно-консультационного центра от октября 2020 года. Эксперт в своем заключении пришел к выводу, что анализ финансового состояния Метростроя выполнен с нарушениями, в связи с чем, выводы временного управляющего о состоянии «Метростроя» следует признать необоснованными.

В частности, речь идет о том, что согласно российскому законодательству о банкротстве, временный управляющий должен представить отчет о финансах компании за срок не менее двух лет, до инициирования банкротства, и, что важнее в нынешней истории, за весь период проведения данной процедуры. А, как и было сказано выше, 18 месяцев из этого аудита попросту «испарились».

Что характерно, заключение эксперта о необоснованности выводов временного управляющего, были представлены в ноябре 2020 года, то есть за полгода до первого собрания кредиторов. И за все это время со стороны временного руководства «Метростроя» не последовало ни опровержений, ни пояснений сложившейся ситуации, ни пресловутого аудита текущего положения дел фирмы.

Но, может быть, действительно у компании и за эти полтора года дела шли не очень, а миллиард выручки – оказался недостаточным? Однако, по данным Центра раскрытия корпоративной информации, динамика компании в 2020-м пошла вверх в сравнении с 2019 годом.

Если же говорить о конкретных суммах, то:

«- выручка Метростроя в 2020 году (9 854 859 000 рублей) на 1 миллиард превысила выручку за 2019 год (8 850 159 000 соответственно);

- валовая прибыль в 2020 году составила 664 616 000 рублей, при наличии убытка в размере 1 369 234 000 рублей в 2019 году (показатель улучшился в 3 раза);

- показатель «убыток» до налогообложения» в 2020 году составил 129 387 000 рублей, а в 2019 году он равнялся 6 034 190 000».

Иными словами, указанный показатель изменился в 46 раз в положительную сторону. С более чем шести миллиардов до чуть менее 130-и миллионов.

Что касается текущего бухгалтерского баланса АО «Метрострой», то и здесь отчетность говорит о росте компании.

«Активы Должника по состоянию на 31.12.2020 составили 23 027 591 000 рублей, в том числе основные средства - 2 729 796 000 рублей, денежные средства и денежные эквиваленты - 599 864 000 рублей, запасы - 2 090 099 000 рублей, дебиторская задолженность (те деньги, которые должны «Метрострою») - 14 241 847 000 рублей.

При этом совокупный размер краткосрочных обязательств Должника составил 21 709 789 000 рублей (в том числе кредиторская задолженность - 15 682 613 000 рублей) и долгосрочных обязательств - 1 180 474 000 рублей.

Чистые активы по итогу 2020 года имеют положительное значение и составили 137 328 000 рублей».

Еще раз, чтобы было понятно. В Петербурге сейчас банкротят компанию с чистыми активами на сумму более ста тридцати семи миллионов. С совокупными активами, которые превышают финансовые обязательства на более чем один миллиард и триста миллионов рублей.

Собственно, уже эти суммы ясно дают понять, что с банкротством «Метростроя» очень много странностей. И проводится оно вопреки реальным цифрам доходов, активов и сокращения задолженностей.

Но есть в этой истории, еще и «Метрострой Северной Столицы». И это тоже крайне интересная структура, хоть и с недолгой, но бурной историей. МСС была образована 9 октября 2020 года. И основным акционером этой фирмы очень быстро стал город федерального значения Санкт-Петербург в лице Комитета имущественных отношений. КИО принадлежит 65% акций МСС.

Договор цессии, то есть, уступка права требования 4 млрд был заключен МСС с первоначальными кредиторами «Метростроя». Причем, меньше чем через год после юридического и фактического появления МСС.

Но да, впрочем, бывает всякое. Например, если у компании есть настолько крупные инвесторы, которые мгновенно вкладывают в неё огромные деньги, чтобы такая структура совершила прорыв в той или иной сфере и принесла еще больше прибыли.

Однако, важным моментом здесь является то, что в материалах дела о банкротстве «Метростроя» отсутствуют документы, которые подтверждают наличие у МСС финансовой возможности, капитала, позволившего приобрести права требования у кредиторов по договорам цессии на сумму свыше 4 млрд рублей.

Более того, в материалах дела нет никаких упоминаний о наличии у МСС зарегистрированного недвижимого имущества, которое могло бы давать сопоставимый доход за аренду. Как нет там и никаких упоминаний о кредитах, взятых МСС, которые компания могла бы привлечь для покупки права требования на столь солидную сумму. И это мы тактично не упоминаем про этические нормы и странную логику процессов: взять кредит, чтобы купить право требовать деньги от несостоятельного должника. А то, что «Метрострой» несостоятелен, активно пытается доказать нынешнее конкурсное управление компании.

Иными словами, откуда-то у МСС за 8 месяцев существования появляются 4 миллиарда, источники появления которых документально не обозначены никак. И цель расходования этих средств тоже выглядит кране сомнительно.

Некоторые сомнения вызывает и назначение на должность временно исполняющего обязанности генерального директора «Метростроя» Алексея Старкова, который стал таковым в августе 2021 года, то есть, менее, чем за месяц до первого собрания кредиторов.

Стал, при этом, со скандалом, поскольку по данным ряда СМИ, прошлый директор компании Иван Каргин, разослал в банки письмо о том, что «Старков не является сотрудником «Метростроя» и не может действовать от имени компании». В связи с чем просил банковские структуры «приостановить операции по расчетным счетам предприятия и проводить их только с его (Каргина) письменного разрешения».

Однако, все это не помешало Старкову занять нынешний пост, а потом на собрании кредиторов, и далее в суде, уверенно заявлять, что финансовые дела «Метростроя» «плачевны» и поправить их не представляется никакой возможности.

Попутно же, господин Старков отозвал доверенности у юристов фирмы, которые могли бы заявить о том, что слова нового врио генерального директора, мягко говоря, не соответствуют действительности.

В итоге, «компания-банкрот» уже несколько месяцев увеличивает свои активы, получает миллиардную выручку, и постепенно отбивается по долгам. Но городские власти, кажется, решили сделать все, чтобы объявить «Метрострой» банкротом. И если такое банкротство не соответствует действительности, то, видимо, тем хуже для действительности.

Автор:
Оцените новость
❤️
🙏
😹
🙀
😿
Поделитесь новостью