В старину на Руси говорили: «На труса и уж — змея». Эта поговорка как нельзя лучше передает отношение наших предков к этой особенной рептилии.
Ужей не боялись и даже более того — уважали, привечали и почитали за их полезные качества. И если к змеям в целом отношение у славян всегда было скорее подозрительно-негативное, то уж в этом плане стоит особняком.
В народном мировоззрении он как бы не совсем змея, а нечто другое — совершенно полярное по своим ассоциациям: полезное, доброе, приносящее удачу. Почему же ужи пользовались такой необычной популярностью и какое место занимали в жизни и верованиях древних славян?
Уж — не просто змея: символ добра и удачи
Издревле эти змейки жили рядом с человеком — иногда их намеренно привлекали в дом, кормили молоком, содержали как домашнее животное. Считается, что кошки появились на Руси довольно поздно (хотя есть и противоположное мнение), а до этого их роль охотников на грызунов выполняли именно домашние ужи.
Уж — домашний охотник: замена кошке в Древней Руси
Как пишет канал «Снегирь», уж, в отличие от других змей, не вызывал страха и отвращения. Его воспринимали как полезного помощника в хозяйстве, который защищает запасы продовольствия от грызунов.
Эта роль охотника на мышей и крыс делала ужа незаменимым в крестьянском быту, где сохранность урожая была вопросом выживания. Именно поэтому уж стал своеобразным символом благополучия и достатка.
Ритуал уважения и почитания
Подкармливание ужа молоком — это не просто жест заботы о животном, но и ритуал уважения и почитания, отражающий особое отношение к этим рептилиям. М. Забылин в книге «Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» описывает такую картину:
«Ужа считают неопасным змеем. Деpевенские жители говоpят, что он живет в южной России под полами жилых домов и выходит из-под полу в ту поpу, когда маленькие pебятишки, сложа ножки, едят с молоком кашу. Случалось слышать pассказы такого pода: pебятишки молоко на полу хлебают, а ужи в чашку к ним молоко пить залезают. Ребята, как пpивычный к ужам наpод, ужей то один, то дpугой, ложкой — хлоп! Hу вот ужи опять и скpылись под пол…».
Эта сцена ярко иллюстрирует гармоничное сосуществование человека и ужа в древнерусском быту.
Уж — защитник благосостояния и домашний дух
Древние славяне верили, что ужи приносят в дом благополучие и богатство. Это, вероятно, объяснялось тем, что уж, эффективно истребляя грызунов, сохранял запасы зерна и урожая в целости, тем самым оберегая достаток семьи. Поэтому ужей всячески заманивали в жилище, а убийство рептилии или разрушение ее гнезда, даже непреднамеренное, считалось предвестником несчастий и гневных последствий свыше.
В народных поверьях ужей часто отожествляли с добрыми домашними духами, хранителями и защитниками жилища. Считалось, что домовой может оборачиваться змеей, чтобы принять угощение, так как бестелесный дух сделать этого не в состоянии. Именно отсюда пошла традиция — ставить домовому блюдце с молоком в качестве подношения. И если полакомиться им выползал уж, то хозяева воспринимали это вполне нормально — считая, что домовой принял подношение.
Таким образом, уж становился связующим звеном между миром людей и миром духов, символизируя связь с предками и защиту домашнего очага.
Уж — отражение славянских верований и быта
Любовь и уважение к ужам на Руси — это не причуда или суеверие, а отражение древних славянских верований и быта. Эта рептилия заняла уникальное место в культуре наших предков, став символом благополучия, защиты и связи с духовным миром. История этой необычной дружбы человека и змеи — еще одна страница в богатой и интересной истории древней Руси.