25 февраля 1917 года в Петрограде случилось странное совпадение. Пока на улицах строили баррикады и гремели выстрелы, в Александринском театре актеры выходили на сцену в костюмах, расшитых золотом. Премьера «Маскарада» Мейерхольда стала не просто спектаклем — она превратилась в прощальный бал Российской империи.
Как Лермонтовский сюжет стал пророчеством
Пьесу Лермонтова цензура не пускала на сцену почти 80 лет. История ревнивого Арбенина, отравившего невинную жену, казалась слишком мрачной. Но в 1917 году она зазвучала по-новому: за маскарадом блестящих костюмов скрывался распад целой эпохи.
Интересный факт: Мейерхольд изначально хотел поставить спектакль к 100-летию Лермонтова в 1914-м, но помешала война. Когда работа возобновилась, режиссер вложил в постановку все, что копилось годами — от намеков на политический кризис до личных переживаний.
Шесть лет подготовки
Спектакль готовили с 1911 года. Художник Александр Головин создавал не просто декорации - целую вселенную. Его занавес, который «играл» вместе с актерами, стал настоящим чудом. Во время действия ткань то опускалась, то взлетала, разделяя сцену на части, как кадры в кино, рассказывает сайт Историк.
Премьера под выстрелы
В день показа зрители пробирались в театр между патрулями. Но зал был полон: дамы в бриллиантах, генералы с орденами. Сама постановка тоже поражала роскошью: 500 костюмов ручной работы, декорации с зеркалами, отражавшими зрителей, словно говоря: «Этот маскарад - про вас». Когда Арбенин кричал: «Все прах!», за окнами театра рушилась монархия.
Утерянные декорации
Во время Великой Отечественной войны считалось, что декорации спектакля были утрачены. Однако их нашли на складах только в 2000-х. Теперь знаменитый занавес, ознаменовавший конец империи, хранится в музее Александринского театра.