Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге хранит множество уникальных произведений искусства. В первой части мы уже рассказали вам про работы Брюлова, Айвазовского, Репина и Васнецова. Поделимся еще четырьмя особенно значимыми полотнами.
«Небесный бой», Николай Константинович Рерих (1912)
Флигель Росси, зал №41
Эта картина не является реальным пейзажем – она родилась в воображении автора. На ней изображена планета Земля, погруженная в абстрактную атмосферу конфликта и одновременно гармонии. Основное внимание уделено игре цвета: кучевые облака контрастируют между собой, создавая ощущение нереальности происходящего. Чувство тревоги, возникающее при созерцании этого произведения, возможно, отражает личные переживания Рериха о надвигающейся войне.
«Купчиха за чаем», Борис Михайлович Кустодиев (1918)
Корпус Бенуа, зал №71
Удивительно, что эта работа была написана художником, который был прикован к инвалидному креслу из-за тяжелой болезни. Однако, несмотря на физические ограничения, Кустодиеву удалось создать настоящий шедевр всего за несколько дней. Образ главной героини, состоятельной купчихи, был вдохновлен соседкой художника. Она была молодой женщиной, но художник намеренно добавил ей возраста и веса, считая, что полнота придает образу особую красоту.
«Оборона Севастополя», Александр Александрович Дейнека (1942)
Корпус Бенуа, зал №81
Картина «Оборона Севастополя» основана на зарисовках, сделанных художником до начала Великой Отечественной войны, а также на фотографиях разрушенного города, увиденных им в начале 1942 года. Он стремился к достоверности движений и ракурсов советских воинов, однако из-за отсутствия мужских моделей для натурных рисунков, ему пришлось использовать женщину в качестве модели для матроса на переднем плане. В свое время картину критиковали за недостаточную реалистичность, но сегодня она признана одним из лучших образцов батальной живописи.
«Переход Суворова через Альпы», Василий Иванович Суриков (1899)
Зал №36, Михайловский дворец
Картина посвящена трагическому эпизоду перехода армии под командованием Александра Васильевича Суворова через Альпы в 1799 году. Суриков четыре года работал над этим полотном, запечатлев момент, когда измученное войско должно было преодолеть последний перевал, несмотря на суровые погодные условия.