Питерское метро по праву считается одним из самых сложных и интересных в строительстве. И не только из-за грандиозных архитектурных решений и глубины залегания. Подземные тайны северной столицы начинаются с ее болотистых грунтов, живых плавунов, гигантских камней и заканчиваются городскими легендами о двухметровых крысах и призраках.
Плавуны с характером
Одна из главных проблем метростроя в Петербурге — нестабильные грунты. Особенно так называемые «живые» плавуны — песчано-глинистые смеси с высоким содержанием воды. При малейшем механическом воздействии они начинают «плыть» — теряют устойчивость и могут поглотить все вокруг.
Исследователь подземелий Матвей Гречко утверждает, что плавуны будто бы «мыслят». По его словам, диггеры наблюдали, как такие массы начинали двигаться сами по себе, а под ногами вдруг исчезала твердь. В 1990-х один из участков тоннеля был полностью разрушен из-за прорыва плавуна. Восстановить движение удалось только в начале нулевых.
Валуны из глубины веков
Еще одна «подарочная» находка петербургских метростроевцев — гигантские валуны, оставшиеся здесь со времен последнего ледникового периода. Некоторые достигают полутора метров в диаметре и не поддаются технике. Тогда приходится действовать по-старинке — вручную или с применением взрывчатки. Такой способ использовали ещё в 1960-х при прокладке тоннеля под Невским проспектом. Геологоразведка такие валуны зачастую не фиксирует, так что их появление становится неприятным и трудоемким сюрпризом.
Мифы о гигантах и призраках
Городская молва приписывает метро и более таинственные находки. Среди них — байки о двухметровых крысах, якобы обитающих на глубоких уровнях, и тараканах размером с банковскую карту. Однако официально представители санэпидемстанции заявляют, что ни в тоннелях, ни в вагонах питерского метрополитена такие существа замечены не были. Но в домах на поверхности с тараканами по-прежнему борются.
Не обошлось и без мистики. Некоторые диггеры рассказывают о призраках строителей, погибших в шахтах. Якобы особенно часто их «встречают» в недостроенных участках, заложенных до войны. Однако официальных подтверждений этим историям нет, как и данных о массовых захоронениях в шахтах времён блокады. Строительство метро действительно было остановлено в годы войны, но возобновилось уже в мирное время — с новыми планами и технологиями, передает «Кириллица».
Подземный Петербург — мир со своими законами
Метрострой Петербурга — это не только тоннели и станции, но и постоянное преодоление непредсказуемой подземной стихии. Каждая ветка — это борьба с плавунами, древними глыбами, водой и временем. И в этой борьбе порой случаются самые удивительные открытия — от реальных геологических неожиданностей до легенд, обросших мистикой и страхами.
Под петербургскими улицами прячется свой мир — живой, опасный, загадочный. И, кажется, он ещё не сказал своего последнего слова.