Весна в России всегда была временем не только пробуждения природы, но и особого внутреннего очищения. Великий пост — самый строгий и долгий — начинался тогда, когда на полях ещё лежал снег, а впереди ждали тяжелые работы.
В крестьянских семьях пост воспринимался не просто как отказ от еды: это было время молитвы, покаяния и подготовки к обновлению души и тела.
К столу подходили серьёзно: на протяжении всей зимы заботливо заготавливали то, что поможет пережить пост без мяса и молочных продуктов. В подполах хранили квашеную капусту и солёные огурцы, в погребах лежали репа, свекла, морковь.
Льняное и конопляное масло вытесняло сливочное, а вместо молока варили густые овсяные кисели и похлёбки из толокна. В южных губерниях на столе чаще появлялись борщи и каши из пшена или гречки, а в северных регионах — тяжёлые хлеба, редька и пареная репа.
На Севере и в Сибири особо любили добавлять в еду овсяное толокно — питательный и доступный продукт, который запаривали ягодами, мешали с водой или добавляли в горячие блюда.
Иногда варили «толстые щи», в которые вместо мяса клали ячмень и капусту. Рыба разрешалась только в определённые дни, и тогда хозяйки пекли пироги с карасями, окунями или щуками.
Пост строго соблюдали и взрослые, и дети. Уже с трёх-четырёх лет малыши вместе со старшими ели постные щи, чёрный хлеб и картофель, отмечает источник.
Чтобы унять детские просьбы о молоке, в некоторых семьях прибегали к маленьким хитростям: на Масленицу горшок с молоком обмазывали дёгтем, поджигали и говорили детям: «Молоко сгорело, пенки улетели — на весь пост забудьте о молоке». Эта простая, но впечатляющая церемония помогала детям легче принять правила постной жизни.
К посту готовили не только продукты, но и особую посуду — её использовали исключительно для постных блюд. Кружки, миски и ложки тщательно хранили в отдельном месте и не смешивали с повседневной утварью.
Даже алкоголь на время поста почти исчезал из крестьянских домов: допускалось разве что немного красного вина в особые церковные дни.
В то время пост помогал крестьянским семьям не только духовно укрепиться, но и разумно расходовать запасы еды. Ведь после долгой зимы продуктов становилось всё меньше, а впереди ждала новая посевная. Пост был временем учёбы терпению, вере и заботе — и в этом заключался его самый главный смысл.