16 мая 1764 года в Санкт-Петербурге открылся Смольный институт благородных девиц — первое в России учебное заведение для женщин. Его история — это история строгой дисциплины, жесткого расписания и не всегда легкой жизни будущих «смолянок».
Преподаватель Национального социально-педагогического колледжа Надежда Проняева рассказала изданию «Вокруг света» о том, как было устроено обучение в этом знаменитом институте.
Цель создания института
Целью создания института, как было прописано в Уставе, было «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Екатерина II понимала, что прогресс общества невозможен без образования женщин.
Открытие Смольного института стало амбициозной социально-образовательной реформой, направленной на создание «новой породы людей».
Условия поступления и обучения
Девочки поступали в институт с шестилетнего возраста и пребывали в нем двенадцать лет. Родители подписывали документы, гарантирующие, что они не будут возвращать дочерей домой до истечения срока обучения. Даже смерть близких не всегда становилась поводом для временного отпуска.
Через год после открытия был открыт отдел для девушек из мещанского сословия. В институт принимали девочек не только из России, но и из Грузии, Швеции и Германии. Поступление сопровождалось экзаменами по русскому и французскому языкам, а также проверкой религиозного воспитания.
Учебная программа
Программа обучения была расчитана на три класса по четыре года каждый. Девушки изучали арифметику, грамматику, Закон Божий, историю, три иностранных языка. Помимо основных предметов, в программу входили этикет, музыка, вокал, танцы, рисование и кулинария.
Смолянки должны были стать «учеными дамами», умеющими поддерживать беседу, сдержанными, легкими и грациозными. Образ жизни в институте был строгим и регламентированным. Девочки жили по жесткому расписанию, под постоянным контролем воспитателей. Это формировало дисциплину и самоконтроль.
Смолянки и общество
Выпускницы Смольного института часто становились фрейлинами при дворе, женами влиятельных особ и государственных деятелей. Полученное в институте образование играло важную роль в их будущей жизни. Они были образованны, воспитанны и готовы к тому, чтобы занять свое место в обществе.
Условия жизни
В течение дня у девушек было три приема пищи. Рацион был достаточно разнообразным, но в пост и по средам и пятницам еда была постной. На это были причины.
Во-первых, не всегда государственные средства на содержание института расходовались по назначению.
«Щеки у господина интенданта и его дочерей уж очень пухленькие», — шутили выпускницы конца XIX века.
Это свидетельствует о том, что часть средств, предназначенных для питания воспитанниц, могла оседать в карманах чиновников.
Во-вторых, в институте приветствовалось изящество и стройность фигуры. Обильная пища считалась нежелательной, так как могла привести к набору веса. Это накладывало ограничения на рацион воспитанниц.
Константин Ушинский и реформа Смольного
К середине XIX века Смольный институт потерял свое былое просветительское значение и превратился в консервативное учебное заведение с казарменными правилами. В 1859 году инспектором классов стал Константин Дмитриевич Ушинский — выдающийся педагог и общественный деятель.
Он предпринял решительные меры по реформированию института.
Изменения в программе обучения
Ушинский сократил срок обучения до 9 лет и пересмотрел учебную программу. В старших классах появились новые предметы: гигиена и педагогика.
Выпускницы должны были стать не только «эфемерными созданиями», но и настоящими помощницами мужей и воспитательницами детей. Были организованы педагогические классы для подготовки профессиональных учительниц.
Реформа системы наказаний
Ушинский был шокирован тем, что воспитанницы плохо владели русским языком. Он создал уникальную хрестоматию «Детский мир», ставшую эффективным средством развития речи и мышления.
Ушинский также боролся с унижением девушек путем моральных наказаний. Например, провинившихся девушек заставляли носить «тиковый передник» — неприглядный передник из грубой ткани и сажали за особый стол, где они должны были есть стоя. Моральные унижения заменили на разъяснительные беседы.
Изменения в отношении к питанию
Хотя реформа Ушинского не коснулась прямо рациона воспитанниц, изменения в общем подходе к обучению и воспитанию косвенно повлияли и на этот аспект. В ходе реформы институт стал более ориентирован на практическую подготовку девушек к жизни в обществе, а не на создание культа «эфемерных созданий». В этом контексте строгий рацион можно рассматривать как часть более широкой системы воспитания, направленной на формирование дисциплины и самоконтроля.
Читайте также:
«Врятли» вы найдете эти слова в книге по русскому языку: а ведь даже петербуржцы их используют
Почему деньги в Петербурге называют «бабками»: слово связано с самой Екатериной II
Тайны языков Пушкина: что скрывается за его лингвистическим мастерством