На окраине города Пушкин, в стороне от туристических троп, стоит удивительное здание, похожее на сказочный русский терем.
С его резными наличниками, остатками былой росписи и затейливой крышей, оно кажется порталом в другую эпоху.
Это Императорский павильон — личный вокзал Николая II, который видел краткий блеск империи, ужасы войны и ее трагический закат.
Зачем царю понадобился личный вокзал?
К концу XIX века Царское Село стало не просто летней резиденцией, а постоянным домом для семьи последнего российского императора.
Николай II, предпочитавший уединение Александровского дворца столичной суете, очень любил железные дороги и много путешествовал по стране на поезде.
Существовавшая Царскосельская железная дорога была неудобна по двум причинам:
-
Устаревший стандарт: ее колея была шире, чем общероссийская, что не позволяло императорским поездам напрямую следовать вглубь страны.
-
Расположение: от городского вокзала до Александровского дворца было несколько километров, что было некомфортно и небезопасно.
Было принято решение проложить отдельную железнодорожную ветку от Варшавской линии прямо к границе Александровского парка и построить для нее собственный вокзальный павильон.
Первый вокзал и роковой пожар
Первый Императорский павильон, построенный в 1895 году, был деревянным.
Это было изящное одноэтажное здание с большим крытым крыльцом, под которое могли заезжать экипажи.
Но его век оказался недолгим: в январе 1911 года на вокзале случился сильный пожар, который почти полностью уничтожил постройку.
Это событие стало толчком к созданию настоящего архитектурного шедевра.
Сказочный терем в камне
Проектирование нового, каменного павильона было поручено выдающемуся архитектору Владимиру Покровскому, мастеру неорусского стиля.
Он создал не просто вокзал, а часть грандиозного ансамбля, куда входили Феодоровский собор и Феодоровский городок.
Новый павильон стал воплощением романтизированного образа допетровской Руси:
-
Сложная архитектура: разновысокие объемы, увенчанные высоким шатром над парадным крыльцом.
-
Богатый декор: фасады украсили резные каменные наличники, изразцы и рельефы с двуглавыми орлами.
-
Роскошные интерьеры: стены и своды вестибюля и парадных залов (Императорского и Свитского) были покрыты сплошными росписями в духе палат Московского Кремля, а с потолков свисали тяжелые люстры-паникадила.
Это был не вокзал в привычном смысле — в нем не было нужды долго ждать поезда. Это был парадный портал, место для торжественных встреч и проводов.
От приемов королей до санитарных поездов
В своей полной красе вокзал просуществовал всего несколько лет. С 1912 по 1914 год он принимал коронованных особ и высокопоставленных дипломатов, прибывавших в резиденцию русского царя.
Все изменилось с началом Первой мировой войны. Парадные церемонии почти прекратились.
Главной функцией станции стал прием санитарных поездов, доставлявших раненых с фронта в многочисленные лазареты, развернутые в Царском Селе.
Последний путь
Но самую мрачную страницу в историю вокзала вписал 1917 год.
Именно отсюда, со своей личной станции, 1 августа бывший император Николай II и его семья отправились в свою последнюю дорогу — в сибирскую ссылку.
Роскошный павильон, построенный для комфорта самодержца, стал молчаливым свидетелем его падения.
Век забвения
После революции судьба вокзала была печальной. Императорские пути разобрали. Здание переименовали в "Павильон Урицкого" и на долгие десятилетия приспособили под нужды, далекие от его изначального предназначения. Оно успело побывать:
-
Сварочным цехом и столовой Опытно-механического завода.
-
Базой Путевого ремонтно-механического завода.
-
Жилым общежитием после войны.
За эти годы были утрачены все интерьеры: росписи закрашены, изразцовые печи сломаны, шатер над входом разобран, а парадные залы разделены перегородками на тесные комнатушки.
После расселения общежития в 1970-х годах здание было заброшено.
Несколько попыток реставрации и приспособления под кафе или мастерские в советское и постсоветское время так и не были доведены до конца.
Сегодня бывший Императорский вокзал — это памятник федерального значения, который все еще ждет своего возрождения.
Он стоит как меланхоличное напоминание о блеске и хрупкости ушедшей эпохи, о последнем русском императоре и его последнем вокзале.