Финляндский вокзал — одна из знаковых построек Санкт-Петербурга. За почти полтора века вокзал пережил войны, блокаду, масштабные реконструкции и множество исторических событий.
Исторические моменты и значение вокзала
Вокзал строился с 1862 по 1870 год. Его проект разработал архитектор Петр Купинский. В 1917 году сюда прибыл Ленин в пломбированном вагоне, а на площади у вокзала он выступил с речью.
Во время блокады Ленинграда Финляндский вокзал не закрывался. Он стал частью «Дороги жизни» — основного пути доставки продовольствия и боеприпасов в осажденный город.
Реконструкция в середине XX века
В советское время вокзал нуждался в обновлении из-за повреждений и устаревания. Самая крупная реконструкция проходила с конца 1950-х по 1960-е годы.
Сначала построили новое здание на месте старых железнодорожных сооружений, а затем занялись обновлением и старой части.
В новом здании появился просторный зал с монолитным железобетонным сводом площадью более 1000 м² и стеклянная башня. Также в вестибюле стали делать вход в метро — станцию «Площадь Ленина».
Особое место сохранил центральный ризалит старого здания, где в 1917 году выступал Ленин. Этот участок охраняется как памятник истории.
Горельефы на фасаде и загадка их состояния
В 1969 году студенты художественного училища подарили вокзалу 17 горельефов на историческую тему. Они украшают фасад вокзала и выполнены в едином стиле.
Однако странность в том, что состояние горельефов по фасаду отличается: пять слева выглядят иначе, чем остальные.
Такой вопрос даже прозвучал в эфире программа «Что? Где? Когда?» и знатоки не смогли понять, в чем тут подвох.
Сначала им показалось, что дело в теплом воздухе из метро, который топит снег на горельефах, что влияет на их внешний вид. Но настоящая причина оказалась другой.
Здание разделено на две части. Левая принадлежит метрополитену, правая — железной дороге (РЖД). Каждая организация самостоятельно отвечает за свой участок фасада и чистку барельефов.
Поэтому их состояние периодически различается. Иногда пять левых горельефов чище остальных, а когда-то наоборот.
Также это заметно по окнам, которые тоже различаются, пишет источник.