Сегодня трудно представить, но в XIX веке петербургские ямщики не были романтизированными героями, лихо управляющими лошадьми, а зачастую существовали на грани нищеты. Особенно это касалось «Ванек» — низшего сословия среди извозчиков, которым приходилось работать по 16-18 часов в сутки, порой без выходных и с минимальными заработками.
Кто такие «Ваньки»?
«Ваньками» называли ямщиков, управлявших одноконными экипажами. Это были, как правило, выходцы из деревень, ищущие заработок в столице. До отмены крепостного права многие из них работали на своих помещиков, отдавая большую часть выручки хозяевам. После 1861 года их положение изменилось мало: теперь они зависели от владельцев лошадей или арендовали экипаж за неподъемные суммы.
Дневные тарифы на их услуги составляли 20 копеек за 15 минут, ночью — 30. Казалось бы, этого хватало на жизнь, но большинство денег уходило на оплату аренды лошади, взятки городовым и штрафы. Многие ямщики в итоге не зарабатывали, а только накапливали долги.
Лиговка — городская окраина ямщиков
В Петербурге извозчики селились в районе Лиговки, который был далек от парадного блеска города. Здесь стояли деревянные дома с конюшнями, а условия жизни были откровенно тяжелыми: без водопровода, канализации, с неухоженными дворами. Жили ямщики в съемных каморках, подвалах, а самые бедные ютились просто на сеновалах.
Контраст с «лихачами»
На другом конце ямщицкой иерархии стояли «лихачи» — владельцы экипажей, запряженных двумя и более лошадьми. Они могли позволить себе выбирать клиентов, брать за поездку до 3 рублей и работать преимущественно у театров и ресторанов.
Таким образом, «ваньки» оставались самой низкооплачиваемой и бесправной категорией извозчиков. Они стали символом бедности и беспросветной жизни петербургских низов, работая в городе, который всегда был полон роскоши, но далеко не для всех.